Сегодня:

35,15 тыс. евро – в такую сумму оценил Европейский суд по правам человека в Страсбурге нарушение норм судебного разбирательства служителями закона в Ростовской области. Эту сумму заплатит российское правительство Ольге Менешевой за пытки, которыми ростовские милиционеры выбивали из нее сведения о местонахождении приятеля, подозреваемого в убийстве.
В феврале 1999 года жительница города Батайска Ольга Менешева подверглась жестоким побоям – таким образом милиционеры пытались добиться от нее свидетельских показаний. Сотрудники ОВД Железнодорожного района Ростова-на-Дону задержали 19-летнюю девушку после того, как она не пустила их в свою квартиру, доставили в ОВД и несколько часов душили, избивали дубинками, угрожали изнасилованием, отказывая в медицинской помощи и вызове адвоката.
Затем девушку отпустили, но в тот же день снова доставили в отделение милиции и стали избивать, а затем задержали на пять суток за административное правонарушение. После освобождения Ольга Менешева обнаружила, что милиционеры воспользовались изъятыми у нее ключами и произвели обыск в квартире – безо всяких на то разрешений суда и прокурора.
Батайский городской суд, куда пострадавшая обратилась с иском, признал административный арест законным и отказался начать расследование по жалобе на побои, поскольку «служебная проверка нарушений не выявила». Правомерными посчитала действия милиции и Кассационная коллегия Ростовского областного суда.
Не надеясь на российское правосудие, в июне 2000 года Ольга Менешева подала жалобу в Европейский суд. И тут началось самое интересное. К Ольге зачастили разные комиссии, предлагающие закончить дело «миром», при условии, что она отзовет свою жалобу. В адрес Менешевой звучали и прямые угрозы. И хотя Европейский суд настаивал на продолжении процесса, осенью прошлого года в СМИ прошла информация, что Ольга решила выйти из дела.
Но нет! Девушка все-таки прошла весь путь до конца. И Европейский суд постановил взыскать с России 35,15 тыс. евро в возмещение материального и морального вреда, нанесенного заявителю. Как говорится в решении Страсбургского суда, в деле Ольги Менешевой российское правительство, не предотвратив пытки, нарушило статью 3 Европейской конвенции по правам человека, а также статью 6 конвенции, гарантирующую право на справедливое судебное разбирательство.
Жители Ростовской области – едва не самые постоянные российские клиенты Европейского суда. 3 тысячи евро обязаны выплатить российские власти чернобыльцу из Ростова. На протяжении двух с половиной лет, несмотря на соответствующее решение одного из районных судов Ростова, Владимиру Денисенкову не выплачивали законные компенсации. А прецедент был создан другим чернобыльцем из нашей области – Анатолием Бурдовым. 18 апреля 2002 г. Европейский суд рассмотрел его дело и установил факт нарушения Европейской конвенции. В результате государство как ответчик должно было в три месяца выплатить Бурдову 3 тысячи евро в качестве компенсации материального ущерба.
Около полутора лет назад Страсбургский суд удовлетворил иск жителя Таганрога Сергея Посохова и назначил ему компенсацию в 500 евро. Посохов, осуждённый в 2000 году за контрабанду водки, жаловался на то, что суд Неклиновского района рассматривал его дело незаконным составом. Перед тем как обратиться в Страсбург, истец получил отказы во всех судебных инстанциях области и России.
Дела российских граждан против собственной страны рассматриваются в Европейском суде с 1998 года. По словам ростовского правозащитника Станислава Великоредчанина, «крестного отца» многих жалоб наших земляков в Страсбург, именно Ростовская область занимает первое место по нарушению прав человека. Статистика, подтверждающая это, такова: россияне выиграли в Европейском суде около семидесяти дел, из них 13 – из нашей области. Выходит, с соблюдением прав человека на Дону действительно не все в порядке. И не только «частные лавочники» это подтверждают…