Сегодня:

«Почему моя любовь к родине должна
распространяться на всякое ее правительство?»
(«В круге первом», А.Солженицын)

Прозрачность и открытость деятельности организаций, будь они властью, бизнесом или общественной структурой – это одна из составляющих демократического общественного устройства. Это нужно для обеспечения гражданского контроля за деятельностью власти, нанятой на управленческую работу и существующей на средства налогоплательщиков. Это нужно для того, чтобы все структуры знали о событиях и процессах, происходящих в «недрах» бизнеса и некоммерческих организацияй. Это нужно для принятия взвешенных, с учетом широкого спектра мнений граждан решений. И все – во имя человека, который в демократическом обществе является не средством, а целью достижения им общественных благ. А что это мы заговорили о глобальном всуе?
Причина – реакция многих общественных организаций и совсем немногих СМИ на изменения в законах, регулирующих деятельность НКО, которые вступают в силу 18 апреля, и «шпионский» скандал. Власти дали понять, что скандал исчерпан. А народ только сейчас задумался над тем «А что это было?». Долго запрягаем, зато быстро едем? Ну и куда поедем дальше? Шпионы остались в стране, Московскую Хельсинкскую группу «замочили в сортире», и уже скоро на полном законном основании «прошмонаем» все остальные НКО. Хорошо еще, что общественности удалось поднять шум и остановить нововведение законодателей, «замечтавших» ввести принцип «больше трех не собираться»! Что-то это нам напоминает. «Дежавю», одним словом. Тогда возникает вполне естественный вопрос: «А кому и зачем все это было нужно?». А еще возникает вопрос: «Почему изменения в законодательстве готовились тайно, а принимались быстро?». Все версии общественников сводятся к одному. Помните, как в мультике: «Раньше вы гуляли сами по себе, а теперь будете гулять под присмотром!». Мы не против присмотра, но против вмешательства.
В современном демократическом государстве общество диктует власти направления его работы, а не наоборот. Но это не про нас. В России еще до этого далеко. Мы уже много лет выдавливаем из себя раба, да все никак! У нашего народа давно специфические отношения с властью, которые если коротко, то можно сформулировать так: превозносим, боимся и тайно ненавидим.
То, что происходит сегодня, независимые журналисты и лидеры общественных организаций называют «спецоперацией» против гражданского общества. Большинство рядовых граждан предпочитают отмалчиваться, думая, что эти «войны» вокруг НКО их не касаются. Ну, это пока не касаются. Помните классику: «Все самые страшные преступления происходят с молчаливого согласия большинства…».
Кирилл Кабанов, председатель Национального антикоррупционного комитета, в «Новой газете» пишет: «Общественные организации – последний остров российской автономности! Несостоятельность аргументов, выдвигаемых «пропагандистами» спецоперации, подтверждает наличие скрытых целей режима, одна из которых – подавление гражданского общества».
Наши НКО справедливо возмущаются. Какой еще нужен контроль, если и так устали контролеров считать?! Рядовые граждане глубоко ошибаются, если думают, что зарубежные гранты текут в НКО бесконтрольно. Выдам вам большой «секрет» – все НКО, получающие иностранные деньги, «просвечиваются» не только налоговыми органами, банками, грантодателями, областным отделом юстиции, но даже ФСБ (к каждой организации приставлены свои «кураторы»). Муха не пролетит! И это уже много лет происходит. Те, кто это знает, лишь посмеялись над «шпионским» скандалом. Как и мы, когда-то, лет 5 назад, когда к нам с криком: «Где миллион долларов?» ввалился представитель налоговой полиции (царство ей небесное!). А остыв от служебного рвения и поковырявшись в наших папках, долго смотрел непонимающими глазами, в которых «застрял» вопрос: «И вам на молодежную акцию против наркомании иностранцы дали деньги?!». Да, и не только на эту! И на организацию сбора мусора в нашей, а не импортной, роще! И на конкурс «Добрые дела» раз и еще раз! Мы работаем здесь, в нашем любимом городе. Мы открыты, прозрачны, активны, позитивны! Только хотелось бы, чтобы все это было у нас на равных с любой властью.
Диалог общественности и власти – процесс нелегкий, кропотливый, полный обоюдных компромиссов. НКО-шники наверняка хотели бы, чтобы власти к ним больше прислушивались, власти наверняка хотели бы, чтобы НКО-шники были менее ершистыми и более податливыми. При этом обе стороны понимают, что мечтать не вредно… Но, если взглянуть беспристрастно, благодаря диалогу общественности и власти в Новочеркасске, за последние несколько лет состоялись такие события, как Новочеркасский Гражданский Форум, 3 Ярмарки некоммерческих организаций, 2 грантовых конкурса на средства консолидированного бюджета, Публичные слушания по внесению изменений и дополнений в Устав города. Общественные организации приняли активное участие в праздновании 200-летнего юбилея города, устроив презентации своей деятельности в Александровском саду.
Значит, на муниципальном уровне все не так плохо? Но нам хотелось бы понимания и на «верхних эшелонах власти»!
Для этого мы приняли участие во всероссийской дискуссии об открытости и прозрачности деятельности общественных организаций «НКО – открытое сообщество или закрытый клуб?» и пригласили все структуры к диалогу, прозрачности своей деятельности, и начать готовы с себя.
Нам очень интересно мнение горожан по всем затронутым в этом материале вопросам.
Потому что мы считаем, что общественная гармония недостижима там, где отмалчиваются люди, где игнорируются мнения, где есть желание доминировать и подавлять инакомыслие.