Сегодня:

Согласно принятым 14 декабря 2005 года поправкам к Правилам дорожного движения, автомобили с желтыми передними габаритными огнями и красными задними «поворотниками» попали под запрет. В основном «запретными» оказались машины, ввезенные в Россию из США и Канады (причем не только американского производства). Впрочем, «под статью» попали и старые отечественные автомобили вроде «ГАЗ-21», и новые престижные иномарки, как «БМВ Х5» новой серии. Правила вступили в силу 1-го января, но оказались невыполнимыми.
На днях глава аппарата Правительства РФ Сергей Нарышкин заявил, что на введение новых Правил дорожного движения будет наложен официальный мораторий. Поэтому наступление 1 марта не должно особо волновать автомобилистов. По новому ГОСТу нельзя пройти техосмотр не только без замены передних габаритных огней и «поворотников», но и без установки детских сидений-«кенгурятников».
Как заявил Сергей Нарышкин, правительство готовит и незамедлительно примет документ, который отсрочит нововведения до 1 января 2007 года. При этом обратной силы закон иметь не будет: автотранспортные средства, которые ввезены в Россию до 1 января 2007 года и не отвечают этим нормам, могут быть эксплуатируемы. Новые требования будут распространяться на автотранспортные средства, ввезенные или произведенные на территории РФ с 1 января 2007 года.
Поправки к ГОСТ Р 51709-2001, без лишней огласки утвержденные 26 августа прошлого года, подразумевали в рамках ПДД установку третьего стоп–сигнала, запрет ставить шипованную резину только на два колеса (либо ставить на все четыре, либо вообще не ставить), обязательное покрытие «кенгурятников» мягким эластичным материалом. В «интересном положении» оказались родные «Жигули»: новый ГОСТ предусматривал обязательную установку только одного фонаря подсветки заднего номера, тогда как на большинстве моделей ВАЗовского детища от «классики» до «десятки» включительно конструктивно предусмотрены две таких лампочки, а также дополнительный задний сигнал торможения красного цвета. У машин, оборудованных «ксеноном», планировалось проверять наличие автоматического корректора фар. На техосмотре теперь могли (на законном основании!) потребовать предъявить задний противотуманный фонарь – при том, что большинство отечественных авто не имеют даже передних «противотуманок»! С многострадальными американскими автомобилями вообще вышел правовой парадокс: с одной стороны, езда с красными фонарями запрещена, с другой, согласно ГОСТу, — нельзя вносить в конструкцию транспортного средства изменения, не предусмотренные заводом–изготовителем. Кстати, «потерпевшими» оказались не только «американцы» (владельцы заокеанских авто), но и российский президент: на его коллекционную «Волгу» ГАЗ-21 легально поставить недостающие фонари все равно бы не удалось.
Ахиллесовой пятой для автомобилей японского производства по новому ГОСТу должен стать задний номерной знак. В Японии он отличается от переднего формой, близкой к квадрату. Всевозможные подгибания российского номера, который на штатное японское место посадить невозможно, пресекаются инспекторами ГАИ уже не первый десяток лет. И это справедливо – буквенные индексы номерного знака просто не видны. Недостаточно повесить русский номер на японский бампер – он должен быть освещен. Можно приобрести специально освещаемое «обрамление», но оно светит не одной, а двумя лампочками и является незаконным дважды, потому что изыски российского нормотворчества, закрепленные в ГОСТе, своевременно не предусмотрели дизайнеры «тойоты», «хонды», «мицубиси»…

О том, что действие поправок к ПДД, вступивших в силу с 1 января 2006 года, может быть приостановлено до начала 2007-го, несколько раз подтверждал премьер–министр РФ Михаил Фрадков. Многие связывали эти заявления премьера с массовыми акциями протеста автовладельцев, которые прошли в Москве, Петербурге, Челябинске, Магадане и Екатеринбурге.
Возмущение «низов» было услышано наверху: премьер-министр дал поручение аппарату правительства и МВД «исправить недоработки». Исправили. По словам Сергея Нарышкина, граждане могут спокойно приобретать детские сиденья в течение всего 2006 года, а требования по установке световых приборов будут распространяться только на те иномарки, которые приобретут после 1 января 2007 г. Таким образом, этой весной владельцы машин с несоответствующими ГОСТу световыми приборами смогут спокойно выходить на техосмотр. Им дали еще год передышки.
Что же будет, когда минует этот год?
Министр внутренних дел Рашид Нургалиев неоднократно призвал граждан быть принципиальными с сотрудниками милиции, не предлагать им денег, а в случае вымогательства записать номер милицейского жетона и тут же позвонить по телефону доверия. Штрафные квитанции нарушители Правил дорожного движения в РФ будут получать по почте и оплачивать через банки. Таким образом, сотрудников ГИБДД предполагалось уберечь от соблазна. Но не станет ли таким техосмотр, проводимый по новому ГОСТу?
Депутат Государственной Думы, председатель «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин считает, что новый ГОСТ по прохождению техосмотра становится узаконенным средством выкачивания денег у автовладельцев в гораздо большем объеме, чем прежде. По его мнению, ГИБДД вообще не должна заниматься техосмотром: во всем мире эта функция выполняется автосервисами, которые несут ответственность за ремонт машин. Вряд ли новые требования ГОСТа послужат снижению смертности на дорогах. Гораздо важнее, считает Виктор Похмелкин, было бы сделать обязательным для российских автопроизводителей оборудование машин подушками безопасности и антиблокировочной системой торможения.