Сегодня:

Воскресенье — приемный день у депутата Законодательного Собрания Владимира Григорьевича Лукьянова. Десять часов утра, ДК НЭВЗ. Депутату помогают А.М. Никифорова и С.В. Малышева — сначала провести прием, потом — пережить интервью…

…МОЖНО ПОПРОСИТЬ
И “НЕСКРОМНО”…

Первой входит представитель ветеранской организации ВЭЛНИИ, в которой “18 человек лежачих больных”. Просит денег на проявление должного внимания к ветеранам на праздники.
В. Г. Лукьянов:
— Мне как депутату Законодательного Собрания ежегодно выделяется определенная сумма, которая сразу же направляется на здравоохранение (для приобретения нового оборудования). По поводу собственных средств нашего предприятия: сейчас начало года, и еще нет бизнес-плана. Пока не отчитаемся, не будет определена сумма средств на благотворительность. Но я смогу помочь вам выйти на вашего руководителя.
Ветеран:
— Не стоит. Он по возможности не отказывает. Не можем обижаться ни на профком, ни на дирекцию. Нам никто не отказывает.
Депутат:
— О какой сумме идет речь?
Ветеран:
— Сколько дадут. Я сумму не ставлю. Мы скромно просим.
Депутат:
— Можно один раз попросить и “нескромно”….

“ПРОГРЕМЕЛИ БЫ СО СВОИМ КАРТИНГОМ…”
Следующие посетители просят помочь в развитии такого экзотического вида спорта, как картинг. Приходят уже не в первый раз. В проекте материально участвуют обеспеченные родители и Донской Казачий корпус. Команда новочеркасских картингистов занимает второе место в России. Первое — Санкт- Петербург.
Общественница:
— Нас никто не знает, мы сами по себе. Наш тренер — высшей категории, а его воспитанник — кандидат в мастера спорта. Мы не вписаны ни в какую программу, поэтому нужна ваша помощь, чтобы войти в это русло, построить картодром, провести соревнования, организовать услуги по прокату картов. Тренера приглашают в Ростов, такого больше нет ни в Таганроге, ни в Волгодонске… Но у нас же есть свои дети. Этот же картодром, как детский городок. Сорок лет существует этот вид спорта в Новочеркасске, а тренер наш работает двадцать лет. Место есть — на Новоселовке. Нужно порядка 14 миллионов рублей. Асфальтовое покрытие, автостоянка, ремонтная мастерская.
Депутат:
— Надо убедить руководство города, что этот картинг нашему Новочеркасску необходим; и если мэр одобрит, мы выйдем с этим проектом “на область”. Но начнем с города.
Общественница:
— Нам нужен ваш совет…
Депутат:
— Один у меня совет — получить поддержку мэра Новочеркасска. Надо преподнести эту идею так, чтобы его убедить.

ПРОСТОЙ ГРАЖДАНИН
В НОВОЧЕРКАССКЕ
ПРИЖИМИСТ…

Пришли члены обществ инвалидов, детей-инвалидов и матерей детей-инвалидов. У матери-инвалида детям не хватает на питание. Две другие женщины нуждаются в операции по медицинским показаниям.
Пришли с благодарностью за новогодние подарки для детей и за материальную помощь на лечение членам этого общества.
Первая женщина:
— Нам еще очень помогает завод синтетических продуктов, спасибо, дети отдыхают в летних лагерях. Сеть магазинов “Магнит” помогает… Но простой частный гражданин-новочеркасец у нас более прижимист. А ростовчане легче откликаются. Предлагают покормить в “Елки-палки”.
Вторая женщина:
— Сколько я работаю, но работа не приносит доходов. Всю жизнь ухаживала за ребенком-инвалидом. Он уже не инвалид, закончил институт, работает, а я не накопила денег себе на операцию. Я хочу сама заработать, но вакансий для моего возраста нет. “Уборщица у нас есть, — говорят мне, — а остальную работу выполнять ваш возраст не позволяет”.
Депутат:
— Я обращусь к министру здравоохранения, чтобы вам сделали операцию бесплатно. Потому что, чтобы выделить средства из бюджета нашего предприятия, я должен заранее заложить эти деньги в программу, объяснить, убедить, что вам надо помочь, потому что другого выхода у вас нет. Еще мы попытаемся помочь вам с устройством на работу…

ЖИЗНЬ ДАЛА ТРЕЩИНУ,
И ПРЯМО ЧЕРЕЗ
ОДНОКОМНАТНУЮ
КВАРТИРУ…

Пришла семья, мать-пенсионерка и дочь-учительница; отчаялись, не знают, что делать и какой еще помощи просить.
Дочка:
— Я не могу жить в доме, который трещит. Вкладываю свои деньги в бесконечные ремонты, хотя добросовестно плачу квартплату. Отремонтировала квартиру, а дом продолжает рушиться…Помогите попасть на прием к Волкову.
Мама:
— Дочке тоже хочется жизни, а жизни нет. Может быть, мэр города сможет остановить эту разруху, если больше ни у кого ума нет…
А. М. Никифорова:
— Это — не ума нет, это сердца нет, ответственности нет…
После ухода последнего посетителя Владимир Григорьевич ответил на вопросы корреспондента “В”.

У ЛЮБОГО ЧЕЛОВЕКА ЕСТЬ ПРЕДЕЛ
ТЕРПЕНИЯ…

— Что вы знаете о бедности, инвалидности, о болезнях?
— Наверное, то же, что и вы. Что и мы все. Народ приходит на прием и рассказывает о себе, и от этих людей ко мне идет самая достоверная информация. Но у любого человека есть предел терпения…А мы стараемся не отвечать грубостью на грубость.
В основном же люди ведут конструктивный разговор. Человек пришел к депутату, значит, у него накопилось. Было бы понимание людских забот “на другом конце провода”, — чиновниками, кто отвечает за то, чтобы этих проблем не было, — наши горожане не ходили бы ко мне.
— Жалеете ли вы людей или помогаете им просто по обязанности?
— Я же обычный человек и пришел не откуда-то с другой планеты. Вырос в Новочеркасске на Железнодорожной улице и никогда не был от жизни оторван. Конечно, за душу берет, когда приходят обездоленные, которым не к кому больше обратиться. Нужно в этот момент поддержать человека, морально и материально. Раз приходят сюда, значит, верят, что можем что-то сделать. Есть люди, которые приходят поговорить, посмотреть на меня, что я за человек….

И ЕЩЕ РАЗ ПРО
ДЫМНЫЙ ШЛЕЙФ…

— Вы руководитель предприятия, которое так влияет на природу, что даже в самые лютые морозы Дон не замерзал. Какое место в вашей системе приоритетов занимает здоровая экология, здоровый образ жизни?
— Если вы опять об этом, то в сотый раз объясняю, что не ГРЭС главным образом влияет на загрязненность атмосферы в Новочеркасске. В нашем городе на 80 процентов загрязняет атмосферу автомобильный транспорт, и лишь на 20 — “стационарные источники”: крупные предприятия. Хотя дымный шлейф от нас тянется чуть ли не до Югославии, на область и город выпадает мизерное количество вредных веществ. Мы проводим мониторинг состояния атмосферы в
5-километровой зоне каждый день. Никогда не было отклонения выше природных норм.
Часть топлива, которое мы сжигаем, на 50 процентов уже замещена газом. И мы ведем работу с поставщиками угля по улучшению его качества. Ежегодно предприятие тратит приблизительно семьдесят миллионов рублей на экологическую программу. Все это позволило за пять лет сократить вредные выбросы в атмосферу в три раза.
А насчет того, что Дон не замерзал, то вода, подаваемая на охлаждение в конденсаторы турбины, подогревается не более, чем на 9 градусов. Больше наше предприятие на донскую воду никак не влияет.
Как любой нормальный человек, я придерживаюсь экологического мировоззрения, а как руководитель предприятия, четко отслеживаю все новое в области экологии по специальным журналам, и все интересное и нужное для нас выношу на техсовет. Так что в области экологии мы чуть ли не на передовых позициях, которые и хотим сохранить.
Что касается качества воды, то первая ступень химводоочистки уже работает по новой технологии, а на этот год запланировали замену второй ступени. Есть установка по очистке питьевой воды. Из этой воды пьем чай на работе, а народ даже берет нашу воду домой. Но сначала смотрели с подозрением.

РАБОТА И ХОББИ —
“В ОДНОМ ФЛАКОНЕ”…

— Многие люди хотели бы заниматься искусством, если бы не надо было зарабатывать деньги. А вы чем хотели бы заниматься?
— Ко всему красивому отношусь неравнодушно…
С. В. Малышева:
— Пользуясь свободной минутой, мы поздравляем Владимира Григорьевича с Днем защитника Отечества и хотим подарить ему книгу “Шедевры мировой живописи”…
А. М. Никифорова:
— Владимир Григорьевич очень стихи любит, Пушкина, а сегодня по дороге на этот прием я читала ему Пастернака: “Февраль! Достать чернил и плакать, писать о феврале навзрыд…” И музыку очень любит. Дарим шедевры классической музыки, чтобы он мог слушать по дороге на работу в машине…
В. Г. Лукьянов:
— Мне очень нравится просто созерцать природу. Ездил в Вешки на несколько дней, гулял, дышал, смотрел… А если бываю в других городах, стараюсь посетить музеи…
— У вас есть друзья? Верите в дружбу?
— Есть, конечно. Их много, и дружба длится уже более тридцати лет. К сожалению, мои товарищи начинают уходить. Это очень грустно. Есть друзья с детства, два-три человека, есть и дружба, которая сложилась по работе.
— Какое самое большое разочарование вас постигло, когда вы начали работать в областном Законодательном Собрании?
— Я не понимаю этого термина — разочарование.
А.М. Никифорова:
— Чтобы разочароваться, надо сначала очароваться.
В. Г. Лукьянов:
— Если в жизни в целом не разочарован, то не будет причин для проявления этого чувства нигде и никогда. Бывают проблемы, которые трудно решить. Но я же не бросаю вопрос нерешенным, я же его “проталкиваю”. А если все-таки захожу в тупик, это не разочарование. Это маленькое поражение.
— Чем вам легче руководить, ГРЭС или собственной семьей?
— У меня нормальная семья. Дети взрослые, давно уже самостоятельные и живут своей жизнью. Ими руководить не надо. Посещаем друг друга, встречаемся…
— Как это можно выносить: ответственность за безумно огромное предприятие, опасное во всех отношениях, да и еще брать и брать на себя все новую и новую ответственность?
— Я бы назвал наше предприятие не “безумное”, но очень важное и сложное. Да, это трудно, но взвалил ношу — надо нести.
— Есть ли у вас время читать?
— В основном приходится читать прессу и техническую литературу, до художественной руки не доходят.
— Когда вы последний раз принадлежали сами себе?
— Сам себе — это когда живешь для себя, а на все остальное закрыл глаза. А когда занимаешься своим делом, это как хорошее, нужное хобби.
Даже жалко времени на то, что называется “заниматься собой”.
Есть день недели, который, если вся семья собирается, стараемся проводить вместе.
Но это когда все нормально идет на производстве. Отпуск беру по неделе. На природу выезжаю по субботам — на выходной день.

О ЛЮДЯХ ХОРОШИХ…
— К вам приходят люди с разными вопросами, а можете вы выделить основные наши проблемы?
— Недостаточно высокий уровень жизни. Будет достаточный, проблемы сами исчезнут. Мы, новочеркасцы, уже не последние по России, где-то в середине, а наша задача — выйти на первые позиции по среднему уровню оплаты труда.
— У вас есть цель в жизни? Ставите ли вы вообще цели перед собой?
— Я всегда старался идти вперед. Моя цель — сохранить предприятие, на котором я работаю, на тех лидирующих позициях в энергетике, которые мы занимаем, и провести программу технического перевооружения, которую мы разработали и которая направлена на продление срока службы предприятия. У меня есть цель также сохранить существующие темпы роста заработка, чтобы люди, которые работают на ГРЭС, не жалели, что пришли в энергетику и связали с ней свою будущую жизнь…
— У вас есть мечта?
— Вот это она и есть. Так меня воспитали.
— Во что вы еще верите?
— Я верю, что хороших людей, конечно же, больше, чем других… Мы просто редко видим хороших людей, потому что они заняты своим делом.
— Чему вы научились, что нового о людях, о жизни узнали на депутатской работе?
— На многое открылись глаза. Вижу, что много беды у людей. Но нельзя сказать, что одна только беда у нас. Приходят же и с хорошим, не только с плохим. Депутатские приемы многое дают, хоть и время отнимают.
Я больше узнал о состоянии дел в области, и более детально — о ситуации в регионе. Для производства это полезно. Зная ситуацию в городе, области, регионе, грамотно строишь свою программу. Возможна поддержка со стороны власти в трудную минуту. Например, в сильные морозы благодаря помощи администрации области была организована дополнительная поставка топлива…
Фото Николая Склярова
row['name']