Сегодня:

В последнее время все больше пишут и говорят о наших детям – беспризорных и безнадзорных, брошенных, предоставленных самим себе и … улице. Родители считают, что воспитывать их должна школа, учителя говорят – что родители, но при этом на школьных дверях красуются надписи, призывающие мам и пап даже не входить в учебное заведение, где наши чада проводят половину своей жизни.
Где, когда, кому воспитывать ребенка? И главное – КАК? Об этом размышляет сегодня наш гость – постоянный читатель и частый автор Анатолий Маркович Рудас.

С воспитанием детей – так: что посеешь, то и пожнешь! Каждый знает, как важно правильно воспитать ребенка с тем, чтобы из него получился хороший, самостоятельный, взрослый человек. Все родители этого хотят, но не все, к сожалению, это могут, в том числе, нередко и те из них, которых общественное мнение признает хорошими. Особенно сложной эта задача оказывается для молодых семей, где по незнанию сути вещей, по обычной неграмотности и неопытности культивируется такое множество форм воспитания, от которых бедные милые дети нередко озлобляются, теряют здоровье, выходят в жизнь полностью дезинформированными и не могут понять, что же от них хотят их родные, единственные, близкие родители, от которых они ждут любви, понимания, помощи.
А между тем, в воспитании детей надо знать, и, думается, глубоко понимать два важных постулата.
Первое – это то, что ребенка, особенно в раннем возрасте, надо растить и воспитывать в условиях огромной всепоглощающей любви без давления на него, без упреков и грубости. Любовь и доброжелательный разговор с позиций правильного понимания объективной реальности и никакого диктата. Этим мы сформируем у ребенка здоровую психику и его духовное, душевное и физическое здоровье, уверенность в себе на всю оставшуюся жизнь, что позволит в будущем взрослом состоянии много легче переживать трудности и преодолевать препятствия. Я думаю, что ни для кого не ново, что ребенок воспитывается и приобретает определенные качества своей личности не от того, что мы ему говорим, поучаем, требуем, настаиваем, запрещаем, а от того, какой пример подаем своей личной повседневной жизнью, что и как делаем, о чем говорим, как оцениваем третьих лиц, какое наше психическое состояние, каков наш язык и т.п.
Второе правило заключается в том, что воспитывать ребенка – это значит, прежде всего, учить его правильно мыслить и формировать позитивно работающее сознание маленького человека. Сознание — это очень серьезный механизм нашего бытия. Как сказал писатель и ученый В.И. Судаков: «Сознание рачительно помещено природой в сосуды разной формы. Мы, люди, и есть эти сосуды, разные и неповторимые, но вкупе составляющие единый фонд Разума». Сформировать у ребенка сознание, не конфликтующее с объективной реальностью и с законами Вселенной, это то, что принесет ему благополучие в течение всей его жизни.
Многим кажется, что если ребенок приучен все делать, как учат родители, слушается родителей, думает и делает, как они, относится к родителям с уважением, хорошо учится – то все в порядке. Должен заметить, что это не совсем так. К сожалению, не все родители умеют думать правильно, не все родители живут счастливо и в достатке, не у всех родителей положительное окружение и хорошее душевное состояние, не все родители по настоящему серьезно и квалифицированно занимаются воспитанием своего чада. Научить ребенка строить свою систему осознания объективной действительности, делать оценку и переоценку происходящих событий и фактов на основе и в обстановке справедливости, доброжелательности, любви, уважения и спокойствия – это, пожалуй, то, что надо. Для формирования здоровой психики и доброжелательности ребенка он с раннего детства должен ощущать любовь и надежность близких, прежде всего родителей, их спокойное, уверенность в себе, их любовь к жизни. Такой ребенок, а в дальнейшем взрослый человек, неминуемо «обрекает» себя на хорошую жизнь. И в этом главное. Это обуславливается законами Вселенной, о которых человечество знает в течение всей своей жизни на земле и которые нашли свое отражение, прежде всего, в десяти заповедях. Маленькому человеку надо помочь овладеть естественной привычкой любить жизнь и любить себя в ней, точно знать о своем благополучном предназначении и верить в это, ставить и выполнять серьезные задачи в любом виде деятельности. При этом в повседневной жизни быть простым и естественным, и это — все то, чему надо учиться в процессе взросления.
Но при этом надо знать кое-что весьма существенное о нашей жизни. Академик Г.П. Грабовой пишет, что «… истинное состояние сознания, не что иное, как Сознание Вселенной. Надо глубоко понимать, что всю свою жизнь и судьбу мы строим своим собственным мышлением и собственным сознанием». Известные ученые Тихоплавы утверждают: «… мы полностью определяемся нашим сознанием; каково наше сознание, таков и окружающий нас мир». Какие мыслеформы преобладают в Вашей голове, то Вы и получите в Вашей жизни.
Человек, как и Бог, триедин. Он имеет тело, душу и дух, а своим сознанием, хочет он того или не хочет, — участвует в созидании Вселенной. Именно это имеет в виду Библия, говоря о том, что Бог создал нас по своему образу и подобию. Душа и дух человека через торсионные поля, заполняющие космический вакуум, замыкаются на душу и дух Вселенной и ее абсолюта, т.е. Бога. Всю нашу Вселенную, а точнее – сознание Вселенной, можно представить, как огромную вычислительную машину. Наше мышление, которое само по себе является излучением энергии по образцу передатчика, попадает на эту условную вселенскую вычислительную машину. После соответствующей обработки этим вселенским компьютером реакция на наши мысли, положительные или отрицательные, в порядке обратной связи поступают по адресам к субъектам и объектам, связанным с данной мыслью, или проходящим по сути данного мышления, т.е. — о ком или о чем человек думает. И все эти объективно-субъективные факторы под воздействием этого «компьютера» приходят в движение, взаимодействуют с мыслительным воздействием других субъектов, думающих предположительно о том же или о чем-то близком, и выдают средневзвешенный результат, который, опять же, через наше сознание, регулирует сознание окружающих, воздействует на объективные процессы, объективную реальность нашего бытия, т.е. нашу повседневную жизнь. Именно этим вселенским законом обусловлены все те чудеса, которые творят продвинутые в изотерических и духовных практиках люди, владеющие соответственными технологиями в виде специальных форм слов, мыслеформ, текстов, молитв и других приемов, которые колдуют, лечат, привораживают, делают успешными либо наоборот и т.п.
Таким образом, ребенку необходимо привить определенную систему мышления, чтобы он, опираясь на нее, не входил в конфликт со вселенскими законами, а опирался на них, а также не конфликтовал, по возможности, с другими субъектами и субъективно-объективными факторами.
В этой связи, например, В.А. Соловьева пишет, что необходимо сохранить: «Ум от худых, злых и пустых мыслей; сердце от злых желаний и возношений; взор от соблазнов; слух от суетных и пустых бесед; язык от суждения и ропота; желудок от чревоугодия и сластолюбия; всего себя от безделья».
Думается, главное, что ребенок должен впитать и осознать как свою точку зрения и свой образ мышления – это идеи добра и справедливости. В течение всего воспитательного процесса эти идеи должны овладеть ребенком и быть такими же естественными, как дыхание. Для него должно быть абсолютно естественным не допускать отрицательных мыслей, но только доброжелательное, позитивное мышление, любовь к жизни и любовь к людям. Формирование этой жизненной позиции зависит от условий жизни ребенка, его окружения, его характера, здоровья и других условий. Иногда решение этой задачи не по силам отдельным воспитателям, а иногда этих воспитателей, как таковых, совсем нет. Однако, надо заметить, что когда идеология добра и справедливости овладевает ребенком, это неминуемо приводит к позитивному результату всей его жизни. Как говорится: «Учись добру, так худое на ум не пойдет».
В противовес этому пессимизм, темные, мучительные и саморазрушительные мысли приводят к плачевному результату. Они неминуемо разрушают судьбу человека, делают ее тяжелой. Кроме того, по мнению академика Г.П. Грабового: «Ущербный, неполноценный человек не способен содержать в чистоте свое жилище, он создает агрессивную среду обитания. Эта агрессивная среда вызывает не только болезни, но и мутацию… мутирует человек, его потомство становится агрессивной больной, физически или психически мутантной копией». Понятно, что в такой среде ребенок не может быть воспитан положительно, кроме, может быть, тех случаев, когда у ребенка хватает сил, находясь в ней, все-таки, игнорировать эту среду.
Очень важно научить ребенка никогда никого не судить и не осуждать, а стараться понять причины тех или иных поступков людей. «Не суди и не судим будешь» — говорит Библия. Это означает, что на каждое осуждение по законам вселенной, как сказано выше, последует обязательная обратная реакция, которая ударит с той же силой, с той же страстью, с какой было сделано осуждение. В развитии этого понимания ребенка следует научить осознанию того, что если ему плохо, то не надо искать причину на стороне, а надо спросить себя: «Что я не так делаю, что мне так плохо?». Это не хитрая, но весьма действенная формула самоосмысления и самопознания будет всегда спасать от отчаяния, уныния и безысходности, а также от конфликтов с окружением. Само мышление в этом ключе будет формировать положительную обратную реакцию, излечивать от гордыни, самопереоценки, а также позволит лучше понимать, что о тебе думают люди. Усилия по воспитанию этой позиции часто встречаются с большими трудностями, и, прежде всего, потому, что найдется не так много взрослых воспитателей, которые понимают это и принимают в своей жизни. Но надо постараться понять, что эта мыслеформа – одна из главных в наших жизненных установках и от нее в существенной степени зависит успешность человека всю жизнь, но особенно в его молодые годы, а в конечном итоге – успешность всей его судьбы.
«Следи за помыслами, здесь начало греха». Научить ребенка не рождать и не культивировать мысли, которые могли бы приносить ему вред – вот главная задача всех воспитателей. Мысль, как и слово, имеет великую силу. Мысль рождается слово, формирует сознание, систему личностных отношений к окружающему миру, его природной и социальной составляющей. А все это формирует судьбу человека. Посеешь мысль – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь судьбу.
Весьма серьезной проблемой в деле воспитания малышей являются их детские страхи. Страхи сковывают ребенка, воспитывают его неуверенность, отражаются на здоровье психики и формируют как неуверенного в себе ребенка, так и взрослого человека со всеми вытекающими последствиями. Воспитателям и всем живущим с детьми не надо создавать предпосылок к возникновению страхов. Кого мы растим – раба или созидателям? – этот вопрос должен коснуться сознания каждого воспитателя. И потом, мы же знаем, что страхи притягивают то, чего мы боимся. Маленький человек должен расти уверенным в себе, спокойным и доброжелательным. Для него не страхи, а состояние любви к окружающим должно быть естественным. Вот в этих условиях мы неотвратимо получим созидателя, духовно красивого человека.
Несомненно, кроме сказанного, многому еще надо научить ребенка, учесть специфику его характера, темперамента, способностей и талантов, желаний и т.п. Но еще на одном обстоятельстве хотелось бы остановиться. Воспитать трудолюбие в человеке с детства – это большое счастье для всех и, прежде всего, для воспитуемого. Но какое трудолюбие? Оно должно быть всегда позитивным, приносящий положительный результат. Представьте себе, что ваш ребенок, прежде чем пойти что-то сделать, продумает, — куда пойти и зачем, что надо сделать и какой возможен результат, достоин ли этот предполагаемый результат того, чтобы вообще тронуться с места и приложить усилия. Это такой позитивный, добрый и справедливый рационалист, который не суетится, не бежит, не зная куда и не зная зачем, все всегда заранее продумает и приложит свой труд там и тогда, когда определит, что получит нужный результат. Нелегкий труд воспитать такого человека, но это обернется радостью и большой пользой и ребенку, и семье, и государству.
Было бы не плохо научить ребенка управлять эмоциями, т.е. не допускать негативных эмоций, которые неминуемо вносят в ткань жизни отрицательный результат. Страх, ложь, гнев, обиды, лень всегда оборачиваются отрицательной обратной реакцией этого нашего вселенского компьютера и, впоследствии – отношением окружающих, всей обстановкой вокруг ребенка. Но в любом случае понятно, что отрицательные эмоции – это всегда плохо и что воспитание в этом направлении требует многолетнего кропотливого и тяжелого труда. Однако, если этот труд приводит к положительному результату, он будет приятным. Как известно, родители начинают по-настоящему чувствовать результаты своей воспитательной деятельности где-то уже на склоне лет, в старости. Вот когда нужны пожилым людям положительные качества тех, кого они воспитывали! Не окажитесь у разбитого корыта!
Как-то я встретил семью — молодые, внешне симпатичные люди, с образованием и, видимо, с определенным положением. С ними была дочь 5-6 лет, которая в течение 20-30 минут ожидания постоянно плакала, конфликтовала, была нервозной и крайне неспокойной. В ее поведении хорошо читалось желание привлечь к себе доброжелательное внимание родителей. В беседе с папой я сказал, что ребенку не хватает любви родителей, но много командно-требовательного подхода, что ломает ее психику и повлияет на моральное здоровье будущего взрослого человека. На это папа ответил, что и с них в детстве так же требовали, и они, как бы, выросли, несмотря на это, нормальными. Но что сказать этому родителю? Он поймет эту грубую ошибку в своей старости, когда на себе почувствует все плоды своего воспитания, а может быть, и раньше.
Заканчивая изложенное, хотелось бы сказать, что большинство родителей, воспитывая своих детей, используют уговоры, нотации, наказания, поучения, требования, однако часто ничего положительного не добиваются. Думается, причины этого явления верно определяет Д. Калинский. Он говорит, что причины плохого поведения детей – это отражение родительских бед и проблем. Т.е. малыш, как утверждает Д. Калинский, расплачивается за нас: мам и пап, бабушек и дедушек. На детей особенно плохо действуют пороки взрослых: внутренний протест, подавленная агрессия, страхи, заниженная или завышенная самооценка, проблемы коммуникации и др. Иногда родителям необходимо заняться сначала самовоспитанием, а потом думать о воспитании детей. У хороших родителей дитя становится хорошим естественно и незаметно. Потому, что хорошие родители, по моему глубокому убеждению, это те, которые понимают то, что изложено в этой статье, и следуют этим принципам и знаниям, а за ними этим же путем следуют их дети, счастливые и здоровые.
Так пожелаем же всем родителям и детям гармонии взаимоотношений и счастливой взаимолюбви.