Сегодня:

«ЧЛ» не раз писала об национальной розни, вернее о тех действиях недальновидных политиков «местного розлива», которые могут привести к жестоким конфликтам. Политики сделали выводы: нет, они не стали искать причины «брожения», а стали искать виноватых. Жалобы пошли в милицию, в прокуратуру. А новочеркасцы тем временем, глядя на беспорядки во Франции по телевизору и покупая на рынке фрукты у «детей разных народов», думали о своем…
Публикуем сегодня мнение одного из наших читателей, изложенное в письме, пришедшем в редакцию. Читайте, думайте. Мы готовы к продолжению разговора.

Проблема остроты межнациональных отношений — существует она или нет в нашем сегодняшнем обществе? Как бы ни пытались ее отрицать, она есть. Мы то и дело слышим, что нападают на негров, евреев, азербайджанцев. И даже льется кровь. Активизировались националистические движения и силы, которые, будем честны перед собой, становятся привлекательны для пенсионеров и … молодежи. Привлекательны для тех, кто остался за бортом нормальной жизни, кто испытывает разочарование и нужду, не видит будущего, для тех, кто раздражен «наглыми и не такими», кто страстно желает изменить положение.
… Посмотрим назад, в историю столетней давности. В 1905 году по России прокатились еврейские погромы. Именно в них ярче всего проявилась национальная вражда. Но что спровоцировало эти события? Были ли для них причины? И каковы они? Прежде всего, мы должны напомнить, что именно евреи были самой бесправной и притесняемой нацией в России. Причины, по которым это происходило, оставим за скобками. Мы должны лишь понять, что скрытое напряжение внутри российского еврейства росло, и должно было рано или поздно проявиться. Отголоски этого есть и сегодня. Любое притеснение и унижение вызывает взаимную вражду. В самом деле, притесняемые ненавидят своих притеснителей, а притеснители с огромной неприязнью относятся к инородцам.
«Не такие» по цвету кожи или по вере, или по образу жизни, оказавшись в окружении основного большинства, обычно начинают расцениваться как виновники жизненной неустроенности этого самого большинства. А раз они «виновники», их следует наказать.
Сошлемся на незаинтересованный источник, говорящий о событиях 1905 года. Это мемуары адвоката Слиозберга «Дела минувших дней». Речь идет о так называемой ссыпке хлеба в южных губерниях. Напомним, тяготы и лишения основной массы населения в результате проигранной русско-японской войны усугубились жестоким неурожаем на Юге России. К тому моменту покупка зерна у крестьян и последующая его продажа в городах Юга находились в еврейских руках. У этих евреев баснословно росло состояние в результате безудержной спекуляции на рынке зерна. Сами евреи жили обособленно, что определялось политикой царской России. В это же время, обвиняя правительство, демократы и многие интеллигенты требовали свободы, конституции. На бесчисленных митингах тон задавали евреи, как наиболее угнетенная часть населения (этому есть свидетельства и в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»). Известен также факт, когда один из молодых евреев, ворвавшись в правительственное здание в Киеве, демонстративно, на глазах толпы, уничтожил портрет царя. Результатом спекуляций зерном, антиправительственных подстрекательских речей и явились погромы в Кишиневе, Одессе, Ростове и т.д. Не стоит удивляться, что правительство смотрело на это во многом сквозь пальцы, хотя именно казаки по приказу правительства разгоняли толпы погромщиков.
На первый взгляд, беспорядки во Франции не имеют ничего общего с ситуацией в России в 1905 году. Но ведь и там меньшая часть населения, мусульмане-эмигранты стали чувствовать себя людьми третьего сорта и пожелали отомстить большинству общества за это. Правительство стало пачками выселять из страны незаконных эмигрантов, а законных постаралось посадить в тюрьмы. Делаются ли выводы из этих, как будто далеких от нас, уроков? Мы не даем оценок действий ни той, ни другой стороны. Мы обращаем внимание на причины. Но ясно, что в обеих упомянутых ситуациях, в конечном счете, виновата нерасторопность, а точнее бездействие правительства, пустившего все на самотек. Мы должны признать, что сегодня власть в центре и на местах виновата в безудержной миграции кавказцев, вьетнамцев, китайцев. И как только эти внедрившиеся в основную массу населения люди начнут устанавливать милые ИХ СЕРДЦУ порядки, столкновения на почве межнациональной розни неизбежны. Любое приоритетное выдвижение меньшей части населения, не титульной нации, ведет к нарастанию межнациональной розни.
Сегодня выступления против инородного засилья принято называть фашизмом. Но это подмена понятий, которая искажает реальную картину. Действительно, в Германии в 30-х годах был упадок промышленности, безработица и комплекс неполноценности основной массы населения. Именно это позволило фашистам прийти к власти. Внутренний враг был найден в лице евреев. Их огромные финансовые накопления были национализированы нацистской партией Германии и пущены на развитие военной промышленности. Это факт. У нас же сегодня фашистами называют людей, по глубинной сути даже не знающих основные постулаты нацизма, а учитываются лишь отдельные сходные черты. Виновато ли было немецкое правительство в сложившейся ситуации? Без сомнения, да.
Почему активно не согласных с присутствием «не таких» сегодня все чаще называют фашистами?
Во-первых, потому, что их лозунги очень уж похожи на те, под какими к власти пришел Гитлер. Например, «Германия принадлежит только немцам», «Национальные богатства Германии должны принадлежать немецкому народу», «Евреи присвоили национальные богатства Германии» и т.д. Однако это лишь часть фашистской идеологии. В основе ее лежит все же превосходство немецкой нации и стремление установить новый порядок во всем мире. Во-вторых, потому, что державники и националисты осуждают олигархов, непомерно и нечестно разбогатевших, и «не таких», обладающих реальной властью (Чубайс). По большому счету их национальность не имеет решающего значения. Это могли бы быть «кавказцы», «хохлы» или еще кто-либо из тех, кто не входит в титульную нацию. Подобная национальная неприязнь наблюдается к русским на постсоветском пространстве. Они не принадлежат к титульной нации, например, в Казахстане и Латвии, хотя и составляют там значительно больший процент — около 50.
Сегодня к профашистским организациям, если судить по центральным СМИ, у нас относят «Память», РНЕ, движение скинхедов, национал-большевистскую партию, национал-державную партию с примкнувшим к ней, по мнению СМИ, Союзом офицеров, и даже партию «Родина». Однако давайте обратимся к статистике. В Российской федерации русскими считают себя 81,5%. Для сравнения: во Франции французами — 82%, в Англии — 77% считают себя коренной нацией, и о суверенитете прочих, как бы компактно они ни проживали, даже не может идти речь, как и о передаче им фактических рычагов власти. Далее, в России нерусские национальные автономии (Татарстан, Башкортостан, Чечня и т.д.) составляют всего лишь около 7% населения, но заявляют себя непропорционально громко благодаря СМИ. (А обсуждение равноправия в России не православных религий?).
Позволим себе напомнить, что лет 10 назад в СМИ активно обсуждался вопрос о создании в России немецкой автономии. Это притом, что немцев тогда было в РФ всего около 500 тысяч. Для сравнения, в США их более 5 млн., но никто не может себе даже представить, что они потребовали бы для себя автономии. Назойливое мелькание лиц, не относящихся к титульной нации, так же как и подавление чисто русской народной культуры, вызывает напряженность в обществе. Вспомните, именно на подобной волне разговоров об ущемлении русских в 90-х годах вначале была создана КПРФ, а затем и Ельцин внутри СССР был избран президентом России. Почему-то нынешние демократы напрочь забыли это, т.е. фактически игнорируют мнение основной массы народа, которое мало изменилось. Это нельзя забывать! При этом многие склонны считать, что такая опасная национальная политика сегодня фактически проводится не только центральной властью, но и местными органами управления. Именно в этом причина создания русских националистических партий. Поэтому многие политологи считают, что беспорядки на национальной почве в ближайшем будущем неизбежны, если ситуация не изменится.
Есть еще один аспект, беспокоящий национал-большевиков. Давайте не будем забывать не только уроки нашей истории, но и трагедию Косово. В этом православном сербском крае в какой-то момент пришлых албанцев-мусульман стало больше, чем сербов (уровень жизни в Югославии был несравненно выше, чем в Албании) и они потребовали создания своей автономии. Требуют этого и сегодня. А дальше … вмешательство США, европейских стран, бомбежки, изгнания из этих мест сербов и т.д. и т.п. Сербы сегодня не могут жить в родном краю. А беспорядки во Франции, когда пришлые мусульмане не захотели мириться с французскими обычаями, бытом, нравами и стали громить автомобили и магазины? Давайте все же понимать, что при любой миграции может возникнуть критическая масса, когда пришельцы начинают считать себя хозяевами положения, занимают ключевые экономические ниши или посты, и начинают требовать изменения устоев жизни коренного населения. Понятно, что основная масса тех, чьи предки лежат в родной земле, не соглашаются с засильем не коренной, не титульной нации, и тогда тоже возникают беспорядки на национальной почве. А виновата, как ни суди, власть, потакающая до времени (нередко не бескорыстно) не титульной нации. Но это игры с огнем. Не странно ли вам, что от населения области и города скрываются, засекречены сегодня данные о том, сколько легально и нелегально мигрантов с Кавказа находится у нас, к примеру, в казачьей столице.
Не будем забывать, что Октябрьская революция была совершена довольно немногочисленной партией большевиков. Это установленный факт. Ее идеи стали симпатичны многим обездоленным.