Сегодня:

Четвертая книга о приключениях Гарри Поттера на широком экране

бщеизвестно, что год от года произведения Джоан Роулинг становятся все взрослее и мрачнее: Гарри Поттер и его фанаты растут, и для того, чтобы зацепить своих первых читателей, писательнице приходится неуклонно усложнять текст. Если в “Философском камне”, первом романе сериала, с героями не случалось ничего страшнее штрафных очков родному факультету, то к шестой части Гарри и его друзья успевают несколько раз побывать на краю гибели, дважды сразиться с Пожирателями смерти, лишиться некоторого количества соучеников и пережить смерть двух ключевых персонажей. Мало того – все без исключения герои находятся под прицелом: в завершающей сагу седьмой части безжалостная Роулинг может прикончить любого из них. “Кубок огня” кладет начало этому сезону отстрела школьников: именно в четвертом романе возрождается великий и ужасный Волан-де-Морт, Тот Кого Нельзя Называть. Нагоняет страху и Турнир трех волшебников, в котором приходится участвовать Гарри Поттеру, – малогуманные устроители соревнования стравливают юных участников то с драконами, то с русалками, то друг с другом. В общем, как и обещано в рекламном слогане, для героев и их поклонников “наступают темные и страшные времена”.
Режиссер Майк Ньюэлл (“Донни Браско”, “Четыре свадьбы и одни похороны”, “Улыбка Моны Лизы”) – первый британец, занявший режиссерский мостик сериала, – постарался максимально воссоздать в картине мрачноватое обаяние романа. Фильм начинается с убийства, убийством он и заканчивается. В итоге суровые прокатчики присвоили фильму категорию PG-13, не допускающую в кинозал детей младше 13 лет, явившихся на просмотр без родителей. Действительно, на просмотре становится тревожно не только подрастающему поколению, но и вполне совершеннолетнему зрителю. В общем, “Кубок огня” – одна из тех лент, о которых принято говорить: “Страшно, но интересно!”
Сличать текст романа с происходящим на экране абсолютно бессмысленно: для того, чтобы впихнуть основные события семисотстраничного романа в два с половиной часа экранного времени, киноделам пришлось основательно покромсать оригинальный текст. Сделано это достаточно грамотно: в фильм не вошли, в основном, второстепенные линии вроде забавной, но несколько затянутой и совершенно не киношной борьбы Гермионы за права эльфов-домовиков. Не обошлось без недочетов – по фильму совершенно неясно, каким образом один из самых верных сподвижников Вол-де-Морта ухитрился удрать из Азкабана и походя одолеть знаменитого мракоборца – однако, за повествовательную часть “Кубку” можно смело ставить твердую “четверку”. Примечательно, что юношеские переживания – завидовать или не завидовать товарищу, верить или не верить в себя, приглашать или не приглашать девочку на праздничный вечер – выведены едва ли не на первый план. Танцы и любовные треугольники занимают Ньюэлла едва ли не больше, чем основная турнирная линия. И все бы ничего, кабы не то обстоятельство, что исполнители главных ролей – Дэниел Редклиф, Эмма Уотсон и Руперт Гринт – неуклонно растут. Уже сейчас несоответствие реального возраста юных актеров и переживаний четырнадцатилетних героев порядком смешит циничного зрителя: ребятишкам впору думать о безопасном сексе, а не заморачиваться на тему собственной стеснительности и неуклюжести.
Что касается остальных составляющих успешного блокбастера, то все они налицо: крепкие спецэффекты, своего рода визитная карточка сериала (чего стоит одна венгерская хвосторога, с которой приходится сражаться мальчику со шрамом на лбу), удачный подбор исполнителей, отличная актерская игра. Очень радует юная Эмма Уотсон (Гермиона Грейнджер), отыгравшая положенные ей сцены с неожиданными мастерством и естественностью; великолепен Брендан Глисон в роли Грозного Глаза Грюма. Роль Сами-Знаете-Кого после долгих колебаний (на эту вакансию прочили Роуэна Аткинсона и Джона Малковича) была отдана блистательному Ральфу Файнсу и не зря – возродившийся Темный Лорд страшен, изящен и практически безупречен. Как обычно симпатичен профессор зельеварения Алан Рикман, чье (пусть даже кратковременное) пребывание на экране вызывает у зрителя только лучшие эмоции. Неплоха и операторская работа, хотя “Кубку огня” безусловно не хватает красот “Узника Азкабана”, третьей ленты саги: сцен, подобной знаменитому полету на гиппогрифе, в новом фильме, увы, нет. Тем не менее, при всех имеющихся недочетах, картину можно смело рекомендовать к просмотру самым разным категориям зрителей. Даже не дотягивая до высот “Узника”, “Кубок” в любом случае лучше первой и второй частей “поттерианы”. Главная же заслуга Майка Ньюэлла в том, что ему удалось вселить в зрителя надежду, что киношная жизнь очкастого волшебника и дальше будет если не блестящей, то как минимум благополучной.

ОДОЗОРИЛИСЬ

Недобрые мысли о громкой премьере

Массированная реклама на центральных каналах страны и вынужденное десятидневное безделье сделали свое дело: уже первого января, едва очнувшись и недоопохмелившись, народ ринулся в кинотеатры на просмотр “Дневного дозора”. Интерес не утихает даже сейчас, на третьей неделе показа: кассовые сборы текут рекой, “Первый канал” потирает ручки, массовый зритель наслаждается очередным шедевром отечественного кинодела. В общем, все довольны и дети смеются.
Действительно, возложенные на него ожидания, “первый фильм года” оправдал: спецэффектов в картине выше крыши, на экране постоянно гремит, бухает и жахает. Правда, утереть нос Голливуду все равно не получилось – там техника исполнения всех этих взрывов, крушений, падающих колес обозрения и прочих затертых штампов давно доведена до совершенства, – но все равно приятно. Достойно создатели “Дозора” справляются и с просветительской функцией: лента щеголяет едва прикрытой рекламой самых разнообразных товаров: от пива “Старый мельник” до автомобилей “Мазда”. Это за океаном продакт плейсмент стараются сделать незаметным и изящным: все знают, что Джеймс Бонд одевается у “Бриони”, но никто не выворачивает рубашек агента 007 с целью продемонстрировать зрителю ярлычок. У нас стесняться естественных человеческих слабостей не принято – если уж рекламируемый товар или бренд попал в кадр, выйти оттуда ему удастся не скоро. Для полного совершенства “дозорному” продакт плейсменту не хватает только бегущей строки “Этот фрагмент оплачен компанией “Икс”.
Впрочем, все это мелочи жизни в сравнении с сюжетом. Напрасно поклонники творчества Лукьяненко ждали новой экранизации: к “Дневному дозору” лента “Первого” не имеет ни малейшего отношения. Немногие попавшие в фильм оригинальные сюжетные линии (обмен телами, мел судьбы) взяты из “Ночника” и перекроены так, что их не узнает родная мать. Концы не сходятся с концами настолько, что впору заливаться горькими слезами. На протяжении всего фильма персонажи мечутся из угла в угол, по пути совершая кучу бессистемных и бессмысленных действий. Чего стоит линия с роковым мелком: злосчастный предмет всю дорогу теряют, воруют, прячут в лифчиках и расписывают им стены – а толку ноль. Сюжет сведен к безумной чехарде и преследует одну-единственную цель – демонстрацию технических возможностей трюкостроения. Кому нужно это дурацкое противостояние бомжеватых Светлых и похожих на банду дурно одетых гангстеров Темных? Да здравствует господин Спецэффект – истинный герой нашего времени!
Говорить об актерской игре опять же не приходится. Из общей массы выделяются только действительно талантливая Галина Тюнина, убедительно исполнившая роль находящегося в теле Иной Ольги Городецкого и главный советский злодей Вержбицкий, старательно придерживающийся проверенного временем амплуа. Все остальные лицедействуют крайне неубедительно: чего стоит морщинистая и крепко пожившая Жанна Фриске, изображающая заводную двадцатипятилетнюю ведьмочку. Зато создатели “Дозора” собрали в массовке целую обойму отечественных “звезд” – от Сергея Шнурова до Артемия Троицкого, ангажировали сексапильного Гошу Куценко и расцветили саунд-трек бессмертными хитами неувядающей Верки Сердючки. Что еще надо зрителю для простого человеческого счастья? Разбомбить пол-Москвы и “уговорить” Останкинскую телебашню. А что, так даже сподручнее: без телевидения жить станет лучше и веселей. А главное, появится надежда на то, что новых проектов от ведущих телеканалов больше не будет, а выращенная ящиком культура в него же наконец и сыграет.