Уж который Новый год несет сюрпризы автомобилистам! Бывают они разные: плохие и не очень. Каков нынешний «подарок» от ГАИ-ГИБДД, судить вам самим.
С 1 января вступают в силу новые стандарты на дорожные знаки, светофоры, разметку, дорожные ограждения и правила применения всего этого изобилия. Документ о внесении соответствующих изменений в ныне действующие Правила дорожного движения уже подготовлен. Подписан он будет, видимо, еще до Нового года.
Причина появления новых знаков печальна: высокая аварийность на дорогах. Каждый год в ДТП гибнет более 30 тысяч человек, ранения получают 250 тысяч. При этом половина всех ночных происшествий в городах происходит из-за плохого освещения, отсутствия дорожной разметки, нехватки знаков и более чем достаточного количества некачественных дорог. Понятно, что новый ГОСТ и ремонт дороги – вещи разные. Знаком яму не закроешь, светофором проезжую часть не осветишь. Единственно что – новые знаки помогут избежать неприятностей, предупредив о них.
В стандарт включены 24 новых знака, а также 18 разновидностей уже существующих. Все они соответствуют международной конвенции о дорожных знаках и сигналах 1968 года и Европейскому соглашению 1971 года с учетом поправок, принятых ООН в последние годы. Итак, новые знаки.
ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИЕ
Все мы знаем «лежачих полицейских». Разлеглись они, как правило, около школ, детских садов, там, где народ хотел бы промчать с ветерком, а – нельзя. Сейчас эти места обозначаются знаками «Неровная дорога». Смотришь на него и думаешь: природное это явление (ямы и ухабы) или рукотворное («полицейские»)? Теперь появится знак с предельно конкретным смыслом: «Искусственная неровность».
Новый знак «Опасная обочина» напугает самого лихого водителя. Вид у него такой, что даже решивший остановиться по «великой нужде» протянет еще пару километров – до обочины получше.
Очередь из машин в красном треугольнике – так выглядит новый знак «Затор». Он – временный и будет устанавливаться перед перекрестками, которыми можно воспользоваться, чтобы объехать образовавшуюся впереди «пробку».
На трассах, на отбойниках будут устанавливаться указатели, повторяющие поворот. До сих пор, чтобы таким образом обозначить закругление, дорожники развешивали на столбах нарезанные на отдельные «стрелочки» стандартные знаки «Направление поворота». Теперь повторитель поворота приобрел соответствующий статус. И в новом году в тех местах, где трасса пропадала за углом, водитель уже различит в свете фар укороченные знаки, чтобы ему проще было понять, куда ему надо крутить руль.
ЗАПРЕЩАЮЩИЕ
Новым в новом году будет знак «Контроль». Он заменит знак «Стоп», который сейчас устанавливают около постов ДПС. В этих местах «Стоп» не соответствует его непосредственному назначению: по ГОСТу он является знаком приоритета, и устанавливать его положено только на перекрестках. Поэтому и был разработан новый запрещающий знак. Внешне он напоминает знаки «Таможня» и «Опасность», только вместо этих слов на нем начертано: «Контроль». Требует он от водителей того же самого: проезд без остановки запрещен.
ПРЕДПИСЫВАЮЩИЕ
До сих пор на перекрестках обозначение движения «только налево» и «только направо» выглядело так: знак, который обозначает движение «только прямо», поворачивали стрелкой в нужном направлении. И сколько при этом было желающих «покрутить стрелку», что приводило к ДТП? Впрочем, бывало, что знак переворачивался и сам: сломалось крепление, и стрелка «ушла» совсем «не туда». Теперь предлагается ввести знак, на котором, конкретно, будет нарисовано, что здесь надо именно повернуть в ту или иную сторону.
ОСОБЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ
Здесь появились новые варианты знаков, обозначающих начало и конец населенных пунктов: в белом прямоугольнике рядок домов. Новшество — и зональные знаки. Они обозначают территорию, на которой действуют ограничения стоянки или скорости. Применять их для всего населенного пункта не допускается.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ
В этой категории наиболее интересен знак «Общие ограничения максимальной скорости». Он будет пограничным: станет встречать всех, кто из-за рубежа въезжает в Россию. Этот знак наглядно продемонстрирует, с какой скоростью и где у нас в стране можно передвигаться: в населенных пунктах — 60 км/ч, на дорогах вне этих пунктов – 90 км/ч, на автомагистралях — 110 км/ч — и все это на одном знаке.
ЗНАКИ СЕРВИСА
Новый знак будут сообщать, на какой волне какая радиостанция передает информацию о дорожном движении. Например, когда водитель выезжает за город, а там заканчивается зона приема любимой радиостанции. Благодаря новому знаку водитель сможет настроиться на соответствующую волну.
Подобный знак будет сообщать автомобилистам с рациями, по какому каналу можно связаться с аварийными службами.
Еще один новый знак: «Бассейн или пляж». Едешь себе по побережью: увидел, остановился, искупался, позагорал. То же — «Бассейн». Наверное, это кому-то нужно. Хотя знаки, прямо скажем, уже на грани рекламы. И хочется еще увидеть «Цирк», «Зоопарк», «Дельфинарий», «Казино»…
ТАБЛИЧКИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ
Это – знаки будущего. В городах, когда, наконец, появятся так называемые «перехватывающие парковки» (если они появятся…), около них будут установлены и соответствующие таблички, с указанием, какой ближайший транспорт доставит водителя от парковки к желаемому месту: станции метро, остановке автобуса, троллейбуса и т.д.
Подведем итог: 11 из 24 новых дорожных знаков могут применяться на федеральных дорогах, а все 24 — на дорогах регионального и местного значения, а также на улично-дорожной сети городов. Строго регламентирована установка только трех знаков: предупреждающего «Опасная обочина», запрещающего «Контроль» и информационного «Общие ограничения максимальной скорости».
Все это, впрочем, хорошо, но когда … эти знаки видно! А это часто зависит от освещенности трассы, интенсивности движения на ней, от скорости вашего автомобиля. В результате бывает, что о существовании знака, например, «Ограничение скорости», водитель узнает только от выскочившего из кустов с радаром гаишника. И вина здесь не только человека за рулем, но и ГОСТов конца 80-х годов прошлого века.
Для изготовления дорожных знаков в настоящее время используются световозвращающие пленки, которые позволяют читать знаки в ночное время в свете автомобильных фар. Старый ГОСТ для всех видов знаков требовал коэффициент световозвращения в два раза ниже, чем необходимо сегодня. Новый стандарт вводит понятие трех видов пленки для знаков на разных дорогах: «А», «Б» и «В». Чем больше полос имеет трасса, чем выше скорость и интенсивность движения, тем более высококлассные световозвращающие материалы должны применяться для дорожных знаков. Новые знаки с применением более ярких световозвращающих пленок в соответствии с новыми ГОСТами должны устанавливаться только на многополосных дорогах и улицах. Они составляют не более 15 процентов от общей улично-дорожной сети.
Когда же на наших дорогах сменятся дорожные знаки?
С января 2006 года все знаки, которые будут устанавливаться в связи с новым строительством, реконструкцией или ремонтом дорог, должны отвечать требованиям новых ГОСТов. Остальные знаки, которые были поставлены ранее, не будут автоматически заменяться. Они будут служить столь долго, сколь будут отвечать требованиям ГОСТа по требованиям к техническому состоянию дорог в процессе эксплуатации. Этот процесс может растянуться лет на десять.