В 2002 году открытие в микрорайоне Молодежном школы искусств воспринималось как настоящее чудо. В одночасье один из самых неблагополучных городских районов оказался обладателем большого, на 200 мест, и малого концертных залов, прекрасной балетной студии, костюмерных, артистических, компьютерного, теннисного, шахматного и художественного классов, двух спортзалов, оборудованных тренажерами. Восторги улеглись, начались будни… Уже три года ученики школы искусств поют, сочиняют музыку, пишут песни, занимают призовые места на всевозможных конкурсах. Впрочем, директор школы искусств, музыкант, педагог, певец и композитор Игорь Помазкин убежден: все эти достижения – только начало большого пути.
Парадоксально, но факт – педагог от Бога, Игорь Помазкин пришел к детям совершенно случайно. “Ну да, я учился в Таганрогском государственном педагогическом университете, но никогда не думал, что буду учителем, – признается Игорь Геннадьевич. – Я же был типичным уроженцем Екатеринбурга: длинные волосы, гитара, рок… Какая там преподавательская деятельность?! Но так получилось, что в Таганроге моя тетушка – преподаватель, заслуженный работник культуры, доцент, моя музыкальная мама – привела меня на свой урок по программе Кабалевского. Я посмотрел на все это, и следующий урок подготовил сам. Так и остался в общеобразовательной школе на 15 лет”. Потом были хоровые коллективы, музыкальная студия донского кадетского корпуса, вокальное отделение детской музыкальной школы. На Молодежку И. Помазкин тоже попал совершенно случайно: когда администрация предложила музыканту возглавить новую школу искусств, тот как раз упаковывал вещи для переезда в Ростов. Увидев шикарный концертный зал на 200 мест, Игорь Геннадьевич не устоял и согласился занять директорский пост. Ему часто говорили: “Ты же пишешь музыку, поешь, что тебе делать в школе?” Действительно, лауреат всероссийского конкурса солдатской песни “Виктория”, успешный композитор, Игорь Помазкин работал в Москве, за границей; возможность остаться там у него была. “Я не смог оторваться от детей. Наверное, это судьба. Нет, правда, это моя жизнь”. Познакомившись с Помазкиным поближе, начинаешь понимать, что его слова о жизни и судьбе – нечто гораздо большее, чем красивая поза. “Вот они, мои ребята, – с гордостью говорит Игорь Геннадьевич, выводя портреты детей на экран своей “Nokia”. – Я недавно купил мобильник с камерой и сфотографировал всех, кого смог”. “А собственных детей сняли?”, – интересуюсь я. “Нет, не успел, – усмехается музыкант. – Я ведь в школе провожу больше времени, чем дома”.
О нем говорят самое разное: что он берет к себе только талантливых детей, что он ужасно строг, что его воспитанники “ходят по струнке”. На самом деле директорский кабинет давно стал для многих учеников школы вторым домом. Они врываются без стука, бросают на пол портфели, безудержно болтают и вообще творят все, что хотят. “Мне хочется, чтобы они вели себя именно так, – поясняет Игорь Помазкин. – Я для них не директор, а старший товарищ. А мне с ними предельно легко и уютно. У детей неиспорченные души, они светятся. И я свечусь вместе с ними. Это мой мир”. Как-то у его учеников спросили: какой у вас в школе директор? Ребята ответили: “Прикольный!”. По-моему, это лучшая похвала. “С прикольным директором все ясно. А какие у вас дети? Одним словом?” – “Одним словом не могу… Любимые. Талантливые. Самые лучшие. Мои…” – “Так вы многодетный отец?” – “Точно: отец-героин! Меня иногда зовут в качестве приходящего папы: повлияйте на нашего ребенка, он плохо себя ведет. Влияю, как могу. Вот звонит недавно одна мама: мой мальчик ничего не ест. Я ему говорю: “Сережа! Ты понимаешь, что без энергии и калорий не бывает хорошего вокала? Понимаешь? Тогда кушай побольше”. И, знаете, начал есть”.
Слухи об “избранности” учеников тоже далеки от реальности. Сегодня в школе искусств микрорайона Молодежный обучается около двухсот детей в возрасте от шести до восемнадцати лет. В основном это жители Молодежки, однако, немало ребят ездят на занятия из других районов Новочеркасска – Октябрьского, Соцгорода, центра. Многие поступают в школу специально для того, чтобы позаниматься “у Помазкина”. “Я никому не могу отказать, – пожимает плечами виновник учебного переполоха. – Беру всех. Вот приходит ко мне недавно женщина: возьмите моего сына к себе. Сыну, заметьте, два года! Я ей говорю: “Рано же!” А она отвечает: “Мы подрастем и приедем, главное – не отказывайте нам”. Ну как я могу сказать “нет”? Один раз, помню, пытался – не вышло. У меня девочка есть, Валерия – вот она на фото, видите, какая рожица замечательная? Так вот, у нее не было музыкального слуха. Совсем. Я ей пою одно, она мне – совершенно другое. Такие дети требуют очень много внимания, с ними надо заниматься не два раза в неделю, а гораздо чаще. А у меня времени для дополнительных занятий не было совсем – я же не только педагог, я еще и администратор. Решил перевести ее к другому преподавателю. Говорю ей: “Валер, я директор, я очень занят, я просто не могу с тобой заниматься. Ты будешь ходить к другому педагогу, это добрая хорошая женщина…” Дошли мы до кабинета, и тут она начала рыдать… В общем, взял ее за руку и повел обратно. Теперь она поет в ансамбле и играет главные роли в наших постановках. А что, если бы я лишил ее этой радости? Так что я никого не отбираю, наоборот – занимаюсь со всеми”.
В стенах гостеприимного здания в пер. Спартаковском юные горожане учатся рисовать и петь, играть на музыкальных инструментах и танцевать. Многие ребята ухитряются совмещать сразу несколько отделений – такое рвение только приветствуется. Есть в школе и специальная программа раннего эстетического развития, позволяющая выявить способности у самых маленьких учеников. Отдельно стоит сказать о действующем при школе театре эстрадной песни, созданным на базе вокальной студии Игоря Помазкина “Вдохновение”. В 2006 году “Вдохновение” отпразднует пятнадцатилетний юбилей. За это время студия выпустила в большой мир целую плеяду звезд и звездочек; выпускники “Вдохновения” учатся в ГИТИСе, Гнесинке, Ростовской консерватории, музыкальных училищах… Обретя новый дом в школе искусств, студия изменила привычный формат: питомцы Игоря Геннадьевича получили возможность серьезно заниматься хореографией, пробовать себя в театральном искусстве, проводить репетиции на роскошно оборудованной сцене. В прошлом году “Вдохновение” выпустило диск с детскими песнями, кроме того увидели свет два сборника с текстами и нотами. Так что творческая жизнь ребят бьет ключом. “Театр подразумевает синтез всех искусств – вокала, композиции, импровизации, актерского мастерства, хореографии, – объясняет И. Помазкин. – Ребята занимаются по полупрофессиональной программе, и это помогает им уверенно чувствовать себя на сцене в качестве артиста: петь с микрофоном, танцевать, играть. Даже вокал разделен на эстраду, джаз, классику, народное. То есть подготовка очень серьезная и нагрузка большая. Времени на всякие глупости остается мало, а для неблагополучной Молодежки это очень важно. Поем, разумеется, вживую, никаких “плюсовок”: детям это неинтересно; они привыкли целиком отдаваться любимому делу, выкладываясь на все сто. Песен звезд современной эстрады мы не поем – кому нужны перепевки? У каждого ребенка свой репертуар, который я пишу или подбираю лично для него. Мы часто выступаем: например, на презентации книги “Знаменитые люди Дона” выступал наш дуэт – Яна Недосекина и Сережа Хайменов. Вообще дети так любят выступать, что готовы давать концерты хоть каждый день. Теперь такая возможность у нас есть: к трехлетию школы управление культуры и искусства под руководством Ларисы Дубининой преподнесло нам великолепный подарок – концертный рояль и комплект акустической аппаратуры. Так что теперь наши выступления станут более частыми”. “Боевое крещение” новой техники запланировано на ближайшее время: 28 и 29 декабря театр дает четыре новогодних спектакля для молодежкинской детворы. “Постановка называется “Волшебные часы”, – рассказывает Игорь Помазкин. – и мы подготовили ее совершенно самостоятельно: сценарий, музыку, костюмы, декорации. Мы живем этим спектаклем. Вообще-то мы хотели бы не просто отыграть представление в школьном концертном зале, а поездить с постановкой по городу, области. Но для этого нужен транспорт. Сами понимаете – перевозка костюмов, декораций, аппаратуры… Но я уверен, что все наши задумки сбудутся. Мы, знаете, даже тост такой поднимаем – “За сбычу мечт!”
“Мечт” и планов у руководителя школы искусств хватит на пятерых: “Мы далеки от цивилизации, и хотелось бы, чтобы маршрутки довозили детей до школы. Дорога-то есть, надо только определить остановку. Жизненно необходим прямой маршрут с поселка Октябрьского: добираться из этого района трудно, а там живут многие наши ученики. Надеюсь, администрация города поможет нам решить эту проблему. Или вот: страшно хочется выступать не под фонограмму, а с инструментальным ансамблем. Чтобы музыка была искренней, чтобы дети выходили на сцену и чувствовали соприкосновения душ музыкантов, которые работают рядом. Но это, я думаю, вполне осуществимо: мы все-таки школа искусств и располагаем своими скрипачами, пианистами, гитаристами…”
Вынести этот нескончаемый поток идей и проектов может далеко не каждый. “Людям со мной действительно тяжело, – сетует Помазкин. – Я ужасно импульсивный и упрямый, если я чем-то загораюсь, то пытаюсь получить это нечто здесь и сейчас. Ей-богу, я как-то сгоряча потребовал у нашего завхоза, Любови Леонидовны, чтобы на пришкольной клумбе за ночь выросли цветы. А дело было в марте. Я сам себя иногда с трудом переношу, а этот мой запал пионерский… Но, как это ни удивительно, коллектив меня понимает и поддерживает. Я, признаться, не представляю жизни без своих помощников – Татьяны Хайменовой, Елены Мещеряковой, Татьяны Несмеяновой, Геннадия Труша, Ольги Аскользиной, Людмилы Курковой, Натальи Беляевой, Владимира Шишкина, Виктории Кравец, Галины Борисовой. Неоценима помощь поэтов – Марины Болотовой, Магнолии Иозефи, звукорежиссеров – Евгения Перова, Василия Быкадорова. В создании нотных детских сборников творческую поддержку оказывали Елена Головнева и Михаил Липовский. Эти люди помогают мне во всем и прощают мне все мои недостатки. Я бесконечно им благодарен. Это так здорово: работать, зная, что твои тылы полностью защищены, что есть коллеги и друзья, на которых можно положиться. Когда ты спокоен, то и сердце поет… Возможно, все дело в том, что наш коллектив состоит исключительно из энтузиастов. Та же Любовь Дмитриева, самый хозяйственный человек нашей школы, до сих пор не была в отпуске. Я ей говорю: “Любовь Леонидовна, опомнитесь, надо же когда-нибудь отдыхать!” А она мне: “А Новый год? А спектакль?” Как в том анекдоте об актере, которого приглашали в Голливуд: “У меня елки, у меня дети”… Это про нас, точно. Мы, наверно, безумные?”
Наверно, они и вправду безумные. Вместо того, чтобы с помпой и шампанским праздновать свое трехлетие, Игорь Помазкин и коллектив школы искусств без устали работают над новым спектаклем, готовят к выпуску третий нотный альбом, занимаются с детьми. Впрочем, сам Игорь Геннадьевич считает себя едва ли не самым везучим человеком на свете: “У меня хорошая семья, отличные коллеги, любимая работа и самые лучшие ученики на свете! Что еще надо человеку для счастья?”
Фото Олега Архипенко