В выставочном зале Дома-музея Ивана Крылова открылась выставка
“Донской природы очарованье”
Иван Иванович Крылов – художник, по нынешним временам, вызывающе немодный. В его творческом наследии нет ценимых сегодня яркости красок и глянцевой гладкости мазка. Сюжеты его произведений незатейливы и неоригинальны – кого сегодня удивишь изображением речных разливов и цветущих садов?
Если бы картины могли звучать, крыловские работы оказались бы эдаким живописным шепотом, не сразу различимым в шумной многоголосице современности. Тем не менее, именно эта негромкая недекоративность и привлекает зрителя к творчеству художника. А открывшаяся на минувшей неделе выставка, посвященная 145-летию живописца, лишний раз подтверждает старую истину: “Хочешь, чтобы тебя услышали – говори тихо”.
Работ для новой экспозиции отобрано немного – около ста живописных произведений, зато видно – отобраны лучшие. В едином пространстве органично сосуществуют донские будни и калмыцкие степи, акварели и графика, личные вещи и предметы быта. Помимо многократно экспонировавшихся вещей, организаторы представили публике менее известные картины и наброски. Собранные вместе, они производят сильнейшее впечатление, удивляя, захватывая и притягивая зрителя. Произведениям Крылова – таким приглушенным, лаконичным, неброским – присуще особое, почти не поддающееся определению очарование. Возможно, дело в безупречном вкусе и исключительном чувстве меры, которыми обладал гениальный живописец: во всем его творчестве нет ни одного лишнего штриха. Работы Ивана Ивановича трогательны без сусальности, лиричны без пошлости, просты без схематичности. Сквозящая в его пейзажах любовь к донской природе подкупает, прежде всего, искренностью – это не лубочная страсть напоказ, а глубочайшая привязанность. Крылову не нужно искусственно украшать объект воздыхания – родной край дорог ему таким, какой он есть: речные берега, залитые солнцем поля, ковыльные степи, деревянные частоколы, взлохмаченные козы… Все это изображалось не на десятках – на сотнях картин, и все же… Среди певцов Дона были художники известнее, ярче и богаче живописца Крылова. Художников душевнее – не было.
Фото Анны Бирюковой