Недавно в редакцию пришла с письмом попавшая в неприятную ситуацию пассажирка Ирина Сергеевна Чумаченко, крайне возбужденная и расстроенная.
И было из-за чего.
Из письма:
“Транспортом я пользуюсь часто. К водителям до 25 ноября у меня было доброжелательное отношение, я считала, что все они аккуратные и вежливые. Но в названный мною день я чуть не погибла под колесами автобуса маршрута 3 № 13-12 РДЮ. В 9 часов утра я хотела сесть в этот автобус на остановке “Дом быта”. Заметив его на перекрестке ул. Просвещения и Московской, я побежала к остановке. Но когда я добралась до первой двери, водитель прямо перед моим носом закрыл ее. Когда я попыталась войти через среднюю дверь, то получилось так, что моя рука оказалась зажатой створками этих дверей, после чего автобус тронулся и поехал. Меня стало заносить под колеса. И только после того, как я закричала, автобус остановился. Оставшийся путь я проделала пешком, а в голове мелькали мысли: “Почему водитель, который наверняка видел меня, оказался таким невнимательным? Если он переживал за то, что я попытаюсь проехать “зайцем”, то зря, у меня в руках была десятирублевка, которую я приготовила для оплаты. И как могут таких черствых людей выпускать на линию?”
С этим письмом корреспондент “В” отправилась в НПОПАТ, чтобы узнать, насколько типична описанная ситуация и какие меры принимает администрация предприятия, чтобы конфликты, возникающие между пассажирами и водителями, случались как можно реже.
Комментирует случай, приведенный пассажиркой И.Чумаченко в своем письме, заместитель начальника НПОПАТ А.Н.Соцкий.
— Если подходить к ситуации с технической стороны, то все, о чем рассказывает пассажирка, произойти не могло. При отсутствии свидетелей трудно определить, насколько права она и насколько неправомерны действия водителя автобуса. Вероятнее всего, женщина оказалась у дверей автобуса в тот момент, когда водитель нажал клавишу на закрытие дверей. Закрываются они в течение 2-3 секунд. В это время остановить процесс закрытия дверей водитель не в состоянии.
Но как бы то ни было, есть сигнал, значит, мы на него должны отреагировать. Конфликтная ситуация, произошедшая 25 ноября, была разобрана на административной комиссии. Водитель, управляющий автобусом в этот день, с себя вины не снимает. Вместе с тем, он объяснил, что предпринять какие-либо действия, которые исключили бы зажатие руки женщины, он не мог. Здесь можно сказать, что Ирина Сергеевна пострадала из-за своей торопливости. Но если установлено, что в конфликте виноваты обе стороны, то члены административной комиссии ситуацию трактуют в пользу пассажира. Поэтому, несмотря на то, что за время работы водитель А.Банников подобное нарушение совершил впервые, в отношении него принято решение: лишить 100% премии по итогам работы за месяц. Наказание это достаточно серьезное, так как составляет 50% месячного заработка.
— Анатолий Никифорович, не секрет, что ни одна поездка в автобусе не обходится без выяснения отношений между пассажирами и водителем. Как вы считаете, кто чаще бывает виноват в конфликтной ситуации?
— Жизнь показала, что инициаторами конфликтов в 90% случаев бывают сами пассажиры. Особенно много возмущений с их стороны было после того, как вступил в силу 122 Федеральный закон. Поэтому нам приходилось на всех собраниях, инструктажах перед выходом водителей в рейс делать акцент на то, чтобы они спокойнее реагировали на все возмущения пассажиров.
Но если в наш адрес поступают жалобы от пассажиров, мы ни одну из них не оставляем без внимания. Если вины водителя нет, мы проводим с ним и с бригадой, в которой он работает, разъяснительную работу. Обо всех принятых решениях обязательно извещаем испытавшего неудобства пассажира. Бывали случаи, когда человек требовал личного извинения. И здесь мы идем навстречу пассажирам.
Если говорить о том, какие нарушения допускают во время работы сами водители, то чаще всего это невыдача билетов или манипуляция с ними, игнорирование остановок. За всем этим строго следят контролеры. За месяц до 40 водителей мы наказываем за подобные нарушения.
— Теперь еще об одной ситуации, к которой до сих пор не могут привыкнуть многие новочеркасцы. Я говорю о входе в автобус через переднюю дверь. Не раз сама была свидетельницей того, как некоторые водители отъезжали от остановки, забыв произвести высадку пассажиров.
— Изменения условий посадки – это не наша прихоть, а требование времени. Такой способ посадки пассажиров в общественном транспорте практикуется во всем мире. Согласен, к переменам привыкать нелегко. Но полугодовой опыт работы по-новому показал, что посадка через переднюю дверь принесла пользу, как нашему предприятию, так и всем пассажирам в целом. Очередей же, возникающих во время посадки, на мой взгляд, будет намного меньше, если люди будут к поездке готовиться заранее. Оправдывать водителей, которые забывают открывать двери для высадки пассажиров, не буду. Здесь, как мне кажется, у них срабатывает система недоверия к пассажирам. Уверен, пройдет еще 2-3 месяца и все встанет на свои места.
А вот что думают по поводу взаимоотношений с пассажирами водители:
Сергей Воробьев: “Уважение к пассажирам – одно из главных требований, после соблюдения правил дорожного движения. Но и пассажиры не должны забывать о том, что водитель – человек со своими проблемами и заботами. Мы добросовестно исполняем свои обязанности, так как понимаем, что несем ответственность за всех, кто находится в салоне”.
Юрий Кошевец: “Наша работа – это перевозить пассажиров. Эту обязанность мы выполняем. Но почему некоторые люди воспринимают общественный транспорт, как разновидность личного, позволяя себе бесплатный проезд?! Если от нас пассажиры требуют уважения к ним и внимания, то и сами они должны быть такими же дисциплинированными. Если положено оплачивать проезд, то будь добр, исполни эту обязанность. Что же касается женщины, которой придавили руку, то вряд ли тут водитель виноват. Не нужно спешить, тогда и неприятных ситуаций будет меньше”.