«Новочеркасск – столица донского (российского, мирового) казачества». Различные варианты этой, ставшей расхожей, фразы мы слышим все чаще. Вот даже в Устав «городского округа «Город Новочеркасск» фразу эту ввели. Однако чтобы не просто зваться столицей, но и быть таковой, необходимо соблюдение ряда условий. Ведь столица – это не только вошедший в историю административный центр, но и отвечающий необходимым для статуса столицы требованиям современный город. И требования эти следует соблюсти. А не только провозгласить город столицей неизвестно чего и выпрашивать под этот статус дополнительные средства для пополнения бюджета.
Что же означает русское слово «столица»? Столица – это населенный пункт в том или ином русском территориальном образовании (в княжестве, царстве, империи), где находился стол (престол) его главы (князя, царя, императора), размещалось и работало правительство, находился его духовный и культурный центр. Современные словари толкуют значение слова «столица» следующим образом: «Административный центр государства; главный город страны». Так что же: Новочеркасск является центром какого-то государства? Или, быть может, он является главным городом какой-то страны?
СТОЛИЦА — ЦЕНТР ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ
Заданные вопросы – отнюдь не риторические. Дело в том, что административной столицей может быть лишь город, являющийся центром какого-то территориального образования (как правило – национально-территориального). Таковым, бесспорно, был предшественник Новочеркасска – Черкасск – центр донской казачьей христианской республики. Республика эта была независимой и строила свои отношения с другими территориальными образованиями на уровне посольств.
После поражения восстания донских казаков под предводительством Кондратия Булавина Дон теряет свою независимость и становится подконтрольной русским самодержцам территорией. После законодательного закрепления Екатериной II за донскими казаками строго определенной территории таковая официально именуется Землей донских казаков. Главным городом Земли донских казаков некоторое время продолжает оставаться Черкасск, а после основания Нового Черкасска и переноса в него войсковой канцелярии и войсковых регалий таковым становится Новочеркасск.
Закрепленные за донскими казаками земли с 1835 года начинают именовать Землей войска Донского, а с 1870 года – Областью войска донского. В соответствии с этим Новочеркасск, в 1870 году ставший областным центром, в справочной литературе именуют областным городом. Однако в то время Область войска Донского не ограничивалась территорией нынешней Ростовской области, а включала в себя еще и казачьи районы нынешних Волгоградской и Воронежской областей России, а также Луганской и Донецкой областей Украины.
Столицей же, с полным на то правом, Новочеркасск мог считаться лишь после провозглашения Кругом спасения Дона в мае 1918 года создания Всевеликого войска Донского – независимой демократической республики. Донскую демократическую республику того времени ни в коей мере нельзя отождествлять с одноименными организациями нашего времени – с «Всевеликими войсками» атаманов В.П. Водолацкого и Н.И. Козицына. Однако если все же провести некоторые аналогии, то можно сказать, что столичный статус Новочеркасску может придать скорее постоянное присутствие в нем Н.И. Козицына, чем постоянное отсутствие в нем В.П. Водолацкого. Ведь «стол» первого размещается в здании бывшего правления станицы Новочеркасской на улице Московской, а «стол» второго находится в здании бывшего облисполкома на улице Социалистической в Ростове.
Итак, обобщая все уже сказанное, можно уверенно заявить, что статус столицы могут иметь лишь административные центры тех или иных территорий, в которых (в центрах) постоянно пребывают главы и работают правительства этих территориальных образований. Только при выполнении этих условий за ними может быть документально закреплен статус столицы.
Однако, как мы видим, не каждый казачий атаман согласен постоянно пребывать в нашем городе. Не каждый из атаманов намерен также отстаивать идею воссоединения донских казачьих земель. Так, например, заместитель атамана ВКО «ВВД» по Волгоградской области А. Бирюков на заданный ему в свое время мной вопрос «Намерены ли живущие в Волгоградской области казаки добиваться воссоединения донских казачьих земель в пределах России?» ответил также вопросом: «А зачем?».
Странно было слышать такой ответ из уст казачьего якобы лидера. Ведь все уважающие себя и свое прошлое народы стремятся к воссозданию своих прежних территорий, к преодолению раздробленности. Тем более, что существует Закон о реабилитации репрессированных народов (в том числе и казачества), в рамках которого и можно было бы решать подобные вопросы. Но для этого, в первую очередь, необходимо желание этим заниматься. А вот желания такого у чиновников от реестра как раз-таки и не наблюдается. Действительно, зачем чиновникам заниматься тем, чего от них не требуют свыше?
Но некогда единая территория одного народа просто вопиет о воссоединении всех ее прежних частей. Для этого достаточно просто взглянуть на карту нашей и соседних областей: нити дорог и с той, и с другой стороны границ нашей области обрываются, не дойдя 20-30 километров до них. Расстояние в полсотни верст по бездорожью мог преодолеть казачий конь, но его не преодолеть легковым автомобилем. Так некогда были созданы трудности для общения не только односумов, но и родственников между собой.
КАЗАЧЕСТВО — СЛОЙ СОЦИАЛЬНЫЙ
«Новочеркасск – столица донского казачества». На первый взгляд, фраза эта – вполне благозвучная. Однако мало кто знает, что выражение «столица донского казачества» (равно как и, например, выражение «столица российского купечества») – это чисто публицистическое выражение, которое сродни поэтической метафоре. Но публицистические выражения и поэтические метафоры – это не юридические термины, а посему ни те, ни другие уставами, постановлениями, указами и даже законами документально закреплены за тем или иным городом быть не могут.
И уж совсем ничтожное количество людей осознает, что слово «казачество» (равно как «мещанство», «крестьянство», «купечество») обозначает казаков как социальный слой. В казачьей же среде слово это не употреблялось и в казачьих актах не встречается. Если использовать такую форму слов, то с таким же успехом можно утверждать, что «Новочеркасск – столица донского крестьянства». А эта фраза уже не столь благозвучна для казачьего уха, хотя и верна по сути. Ведь Новочеркасск – самый главный город не только для «казачества», но и для всех других социальных слоев населения Дона.
Казах, например, называя себя, тоже скажет о себе не иначе, как «казак». Однако мы не произносим «столица казашества», а говорим «столица Казахстана». Не говорим также «столица калмычества», а говорим «столица Калмыкии». И если не называют казачьи земли Казакией, то это вовсе не означает, что Новочеркасск следует считать не столицей конкретной территории, а лишь столицей определенного социального слоя.
Почему я все это столь детально анализирую и рассматриваю? Потому что фраза «Новочеркасск – столица донского казачества» хотя и благозвучна, но в корне порочна. Ибо Новочеркасск был, есть и будет в глазах всех природных донцов столицей Дона. Но отнюдь не столицей казачества, крестьянства и прочих социальных слоев донского народонаселения.
Однако в наши дни сотрудники размещающихся в областном центре средств массовой информации (СМИ), особенно электронных, столицей Дона именуют Ростов, который более полувека их предшественники называли столицей советского Дона. Но, как уже говорилось, Ростовская область – это еще не весь Дон: понятие это включает в себя также казачьи земли, отошедшие в советское время не только Волгоградской и Воронежской областям России, но и Луганской и Донецкой областям Украины. Административным центром этих земель Ростов никогда не был. А Новочеркасск был. Так что Новочеркасск был, есть и будет если и не территориальным, то историческим и духовным центром казачьего Дона. Тем более, что Ростов стал теперь центром Южного федерального округа и с полным на то правом может зваться его столицей.
Когда самодеятельная поэтесса из лучших, быть может, побуждений вывела строки «Новочеркасск – великий град! <…> Казачьей вольницы столица…», то строки эти были так называемой гиперболой (то есть преувеличением) поэта. Но когда эти же строки были утверждены городской Думой в качестве слов гимна Новочеркасска, то этот акт местного представительного органа уже официально закрепил то ли вольное, то ли невольное искажение как реальной, так и исторической действительности: никакой казачьей вольницы в военно-бюрократическом городе (как именовали Новочеркасск в советское время) уже не было и быть не могло.
Но одно дело – поэтический образ, и совсем другое – имеющая юридическую силу формулировка. Далеко не всегда это – одно и то же. И игнорировать этот факт нельзя. В противном случае рискуем мы «насмешить целое царство» — наше государство.