На минувшей неделе ассоциация “Аксинья” отметила самых социальных журналистов Новочеркасска
Социальная журналистика – занятие благородное, но не всегда благодарное. Любая акула пера знает: политические и коммерческие материалы оплачиваются лучше, а душевного напряжения и моральных затрат требуют куда меньше. Тем не менее, социальная тематика была и остается живее всех живых: хорошие материалы о насущных проблемах общества актуальны везде и всегда. Эту мысль еще раз подтвердили подведенные 20 октября итоги конкурса социальной журналистики “Вдохновение”.
Сорок один участник, сто работ, семь победителей – такова статистика второго “Вдохновения”, организованного ассоциацией журналистов “Аксинья” и Агентством социальной информации (г. Москва) после трехлетнего перерыва. Главной особенностью нынешнего конкурса стало огромное количество молодых участников. Директор “Аксиньи” Ирина Мардарь этой тенденцией довольна: “Обилие юных авторов (клубы “Взлет” и “Островок надежды”, газета “Незнайкины вести”) – очень хороший знак: в Новочеркасске подрастает новая плеяда журналистов, занимающихся социальными темами. Здорово, что есть издания, готовые предоставить свои полосы молодежи: все-таки для начинающих авторов возможность опубликовать свою работу является главным стимулом. А наш проект позволил юным журналистам посостязаться друг с другом, всерьез опробовать свои силы”.
Еще одной отличительной чертой конкурса стал тесный контакт учредителей и бизнес-сообщества. “В этом году мы работали не со спонсорами, которых принято использовать как дойных коров, а с бизнес-партнерами, – подчеркивает Ирина Мардарь. – Представители бизнеса активно участвовали во всех наших мероприятиях, будь то презентации, дискуссии на тему социальной журналистики или работы экспертного совета, наравне с жюри обсуждали поданные на конкурс работы и предоставляли призы победителям. В целом же сотрудничество получилось исключительно плодотворным и взаимовыгодным”. Бизнес-партнерами конкурса стали известнейшие в Новочеркасске организации: фирма “Васильев и сыновья”, салон-магазин “Комфорт”, русско-немецкая корпорация “Top Design”, инвестиционно-строительная корпорация “Росстрой”, агентство недвижимости “Ключ-N”, фирма “MagNet”. Эпохальную роль в осуществлении проекта сыграл Южно-российский ресурсный центр, понесший большую часть орграсходов.
По сравнению с конкурсом 2002 года, условия нынешнего “Вдохновения” значительно изменились: на замену “возрастной” номинации “Призвание” пришел аналитический “Публицист”, упразднено понятие “Гран-при”. По словам учредителей, решение не присуждать главный приз связано с тем, что выделить одну работу в условиях столь разношерстного конкурса невозможно: как, скажем, сравнивать творения телевизионщиков и газетчиков, дебютантов и признанных мастеров слова? В итоге лучшими из лучших оказались сразу семь журналистов. Почетная обязанность оценивать представленные на конкурс работы досталась представителям агентства социальной информации, корреспонденту радио “Маяк” Светлане Свистуновой, председателю кафедры теории журналистики РГУ Евгению Ахмадулину, директору южного отделения ИТАР-ТАСС Юрию Беспалову. По задумке организаторов, принять участие в судействе должна была и секретарь Союза журналистов России Надежда Ажгихина, однако, в последний момент обстоятельства изменились. Выбирая победителей, жюри оценивало не только актуальность той или иной темы, но и уровень ее разработки, умение журналиста не просто использовать все возможности слова, но прочувствовать материал. Иногда журналистская искренность становилась решающим моментом при всех равных составляющих. “Наибольшим спросом сейчас пользуется коммерческая журналистика, журналистика катастроф, эксплуатирующая низменные человеческие чувства, – поясняет И. Мардарь. – Проводя конкурс, мы хотели напомнить о профессиональной чести, долге перед обществом, то есть о тех вещах, которые зачастую оказываются немодными и забытыми. За прошедшие годы многие утратили важнейшее для журналиста качество – умение болеть душой. Финалистами “Вдохновения” стали авторы, сумевшие пропустить свои работы через себя”.
“Пропустить работы через себя” смогли представители если не всех, то многих городских СМИ. В число победителей попали Павел Захаров (“Новочеркасская неделя”, номинация “Летописец”), Антон Карпов (“21 канал”, номинация “Дебют”), Ирина Селиванова (“МК-Юг”, номинация “Луч света”), Алексей Лазуренко (телекомпания “37 канал”, номинация “Объектив”), Елена Надтока (“Частная лавочка”, внеконкурсный приз за лучшее освещение юбилея Победы). “Новочеркасские ведомости” оказались отмечены в двух номинациях: “Крупный план” (Михаил Мартынов) и “Публицист” (Дина Муратова). “То, что конкурс состоялся во второй раз, говорит о том, что он нужен Новочеркасску, – улыбается Ирина Мардарь. – Так что третье “Вдохновение” обязательно состоится. Другое дело, что оно, скорее всего, видоизменится: время предъявляет новые требования и мы должны им соответствовать. А нынешним номинантам я хотела бы пожелать новых социальных материалов. Конечно, кушать хочется всем, и от коммерции не уйти. Но только работы “для души” позволяют журналисту не превратиться в ремесленника, дают возможность показать свой творческий и человеческий потенциал. Таких материалов немного, но они необходимы. И “Вдохновение” существует для того, чтобы они появлялись и впредь”.
Фото Николая Склярова