14 июля 2005 года Конституционным Судом РФ было вынесено Постановление №9-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Г.А. Поляковой и запросом Федерального Арбитражного суда Московского округа».
В соответствии со ст. 113 Налогового кодекса РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (срок давности).
Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных статьями 120 и 122 Налогового Кодекса.
Исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120 и 122 Налогового Кодекса.
В указанном Постановлении Конституционный Суд РФ признал положения статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации не противоречащими Конституции Российской Федерации и указал, что по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования эти положения не могут служить основанием для прерывания течения срока давности и означают, что течение срока давности привлечения лица к ответственности за совершение налоговых правонарушений прекращается с момента оформления акта налоговой проверки, в котором указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, и содержатся ссылки на статьи Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающие ответственность за эти правонарушения, а в случае отсутствия необходимости в составлении такого акта – с момента вынесения соответствующего решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.
Суд в случае воспрепятствования налогоплательщиком осуществлению налогового контроля и проведению налоговой проверки – может признавать уважительными причины пропуска налоговым органом срока давности привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности и взыскивать с него налоговые санкции за те правонарушения, которые выявлены в пределах сроков глубины охвата налоговой проверки на основе анализа соответствующей документации.
Конституционным Судом указано, что противодействием налогоплательщика проведению налоговой проверки является, в частности, непредставление или несвоевременное представление документов, запрашиваемых при проведении налоговой проверки. Очевидно, в таком случае срок давности привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений может быть увеличен на время просрочки представления указанных документов. Однако проверяющим лицам необходимо добросовестно подходить к сбору доказательств, свидетельствующих о противодействии налогоплательщиком осуществлению налогового контроля, так как в конечном счете вопрос, имело ли место такое противодействие, будет решаться судом. Межрайонная инспекция ФНС России № 13 по Ростовской области обращает внимание налогоплательщиков!
Справка об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций налоговой инспекцией формируется по состоянию на дату подачи налогоплательщиком заявления о представлении справки в десятидневный срок в соответствии с Приказом ФНС России от 23.05.2005 № ММ-3-19/206@.