Сегодня:

С 1 июля в России вступил в силу закон «Об Общественной палате». Не секрет, что данный закон – инициатива президента. Общественная палата в России создается безусловно, а вот создание Общественных палаты в регионах только рекомендуется. Правда, рекомендуется президентом. Станут ли Общественные палаты действенным инструментом для диалога власти и общества, каковы будут их функции и как будут они взаимодействовать с властью? Вопросы пока лишь поставлены.
В создании Палаты сразу проглядывается некое противоречие: контроль за властью призваны осуществлять люди, которых назначила сама власть (первую часть членов Палаты после консультаций с общественными объединениями отбирает лично президент либо руководитель муниципального образования, если Палата создается в регионе).

— Итак, для чего нужна Общественная палата?
Сразу возникает соблазн сказать: для прикрытия действий власти создается фантом, который будет действия этой власти одобрять. Не хочу поддерживать эту концепцию. Намного интересней разобраться, а нужна ли Общественная палата гражданскому обществу?
Прежде всего, надо понять, а есть ли у нас гражданское общество? Когда звучит это словосочетание, на ум приходят, прежде всего, некоммерческие организации или инициативные группы людей, желающих улучшить жизнь детей, пенсионеров, инвалидов, да и нас с вами. А если быть точнее, гражданское общество – это мы все вместе. Нас можно называть электоратом, телезрителями, радиослушателями… — и все это мы, гражданское общество.
— Какие функции для Общественной палаты главные?
Первая и основная функция палаты – информационная — аккумулирование всех инициатив гражданского общества.
Вторая её функция является производной от первой – улавливать, вычленять какие-то общие тенденции, и, при необходимости, выносить в виде проекта постановления на заседания городской Думы (если говорить о работе на «местах») или подавать предложение главе муниципального образования.
Следующей, не менее важной функцией Общественной палаты является экспертирование проектов постановлений, контроль за органами исполнительной власти.
— А каковы могут быть методы контроля?
Прежде всего, это работа экспертов. Общественная палата вправе экспертировать те или иные действия служб исполнительной власти. И голос Общественной палаты крайне важен, при условии, что работа с органами власти будет системной.
Скажем, сейчас идет подготовка города к зиме. Да он практически и готов. Но вот у меня сосед начал обои клеить, а у него стояк отопления упал — разрушился, не выдержал прикосновения к нему листа плотной бумаги! А отопление — выдержит? И эти вопросы должны решать эксперты, привлеченные Общественной палатой. И они будут разбираться, где аккумулируются деньги, которые мы оплачиваем ежемесячно за «содержание жилья» и «текущий ремонт». И может, придут к выводу, что оплата за отопление нашим гражданам понятнее была бы по факту (по счетчику): сколько получили тепла – столько и оплатили. Тогда оплата коммунальных услуг будет более понятна и прозрачна. Но это только один вопрос. И с него я начала, т.к. коммуналка – вопрос для всех и всегда актуальный.
Я бы хотела отметить еще одну задачу Общественной палаты — поддержка гражданского общества со стороны исполнительной власти. Муниципалитет выделяет деньги из местного бюджета, которые распределялись бы на грантовой основе наиболее интересным проектам некоммерческих организаций (например, муниципальный грант, который в этом году был проведен в рамках проекта «Добрые дела»). Общественная палата, конечно, сама не будет распределять эти муниципальные деньги, это не входит в её функции, но в конкурсную комиссию её члены, на мой взгляд, входить должны. Кроме того, Общественная палата вполне может определять приоритеты, наиболее актуальные, нужные для нашего общества темы.
— Насколько реальными будут полномочия Общественной палаты, ведь закон предусматривает рекомендательный характер ее решений?
Нельзя смешивать структуры исполнительной власти и общественного влияния. Разумеется, недопустимо, чтобы общественность залезла на поле исполнительной власти муниципального образования. Общественность должна учиться использовать свою силу. Демократия – это такая система, когда власть разделена, и у разных частей общества есть своя власть. У капитала – власть экономически развивать регион. У общества есть свои интересы, свое мнение о развитии города, региона, и оно должно с этой позиции себя выстраивать. Создание Общественной палаты – шаг в развитии у нас демократии.
Во многих случаях речь даже не будет идти о переговорах общества с властью, достаточно будет того, что появится орган, где можно что-то заявить, пусть это не будет принято к переговорам, но позиция будет зафиксирована – это очень важно.
— Чтобы выполнять перечисленные функции, в палате не должно быть случайных людей…
Главная проблема заключается в том, что Общественная палата должна работать с такими трудно формализуемыми понятиями, как порядочность, приличия, достоинство и совесть. Достаточно тяжело собрать команду людей, которые, с одной стороны, имели бы право в глазах общества выступать носителями этих ценностей, а с другой — были бы достаточно однозначно преданы действующей власти. И та часть гражданского общества, которая будет в Общественной палате, должна соответствовать самым высоким требованиям. С исполнительной властью, с депутатами они должны будут говорить на профессиональном уровне.
— Каким же образом будет происходить отбор достойных представителей?
В первом приближении предполагается, что городская Общественная палата будет состоять из 30 членов. Эти 30 должны совмещать два основных качества — одновременно быть и координаторами, и экспертами. Главное не допустить простого представительства – это прямой путь к очередному «одобрямсу». Право делегировать первых 10 членов палаты (это должны быть представители науки, культуры, творческой интеллигенции)- за мэром, следующие 10 – после консультаций с общественными организациями предлагает городская Дума. Оставшуюся треть, 10 человек от наиболее авторитетных некоммерческих организаций, должны быть выбраны путем прямого голосования на гражданском Форуме, куда будут приглашены представители ВСЕХ городских некоммерческих организаций. Главное, не пустить на самотек формирование Общественной палаты и не отдать эту инициативу бюрократам. Надеюсь, что выбранный механизм отбора сработает, и с помощью такого «сита» пройдут наиболее достойные, наиболее интересные личности.
— Могут ли войти в палату представители политических организаций?
В Общественной палате не может быть политических фракций, для этого у нас есть городская Дума. Насколько я знаю, в федеральном законе предусмотрено, что на время работы в палате должно быть приостановлено и членство в партии. Никакой политики, Общественная палата в этом смысле должна быть абсолютно стерильна. Кроме того, ни депутаты, ни чиновники любых уровней не имеют права быть членами палаты. Общественная палата – это не орган власти.
— Войдут ли в палату представители бизнеса?
Я уже давно пришла к выводу, что государство в своей социальной политике, хочет оно того или нет, но фактически защищает сильных. Тогда как основная задача гражданского общества, третьего сектора, защищать слабых. У нас большая часть населения живет с доходами ниже прожиточного минимума. Так вот гражданское общество, Общественная палата, именно о них должна заботиться в первую очередь. Бизнес тоже должен участвовать в работе Общественной палате постольку, поскольку он развивает экономику, дает рабочие места, платит налоги, которые идут тем же «сирым и убогим», той же социально незащищенной части населения. Например, фирма «Иванов и дочери» — крупнейшая организация, тоже часть гражданского общества. И Иванов Иван Иванович войдет в палату не как совладелец какого-то акционерного общества, а как гражданин, который сумеет помочь правильно выбрать экспертов или привлечь инвестиции для городского проекта.
— На какие средства будет существовать Общественная палата?
Аппарат палаты будет осуществлять свою деятельность на средства местного бюджета. Но это очень незначительные суммы. Члены общественной палаты не будут получать зарплату. Единственное, что будет оплачиваться – это работа привлеченных экспертов, расходы на связь, аренда помещения, где могли бы собираться рабочие группы с необходимой техникой (компьютеры, городские телефоны).
— Роль СМИ в освещении деятельности Общественной палаты?
На самом деле, информационная оболочка Общественной палаты важнее, чем сама Палата. Каждый её шаг должен быть публичен. Это не закрытая какая-то очередная структура, которую никто не видит и не слышит. Поэтому необходимо освещение ее и TV каналами, необходим и печатный орган, и информация о деятельности в Интернете. Общественная палата нужна как конструктивная оппозиция, она должна развиваться в регионе как партнер, не имеющий разногласий с властью по основному ряду вопросов — как сделать муниципальное образование политически, экономически и социально более сильной структурой. Ей предстоит отвечать от имени общества за формулировании стратегических задач развития города, его экономики, науки, экологии и в других областей…
Вопрос создания общественного диалога, безусловно, общественно назрел, общество с интересом будет относиться к тому, как этот вопрос будет решаться, на каких принципах, на каких основах. Одновременно создание Общественной палаты должно разбудить общественное мнение, где-то спящее, где-то разрозненное. А вот проснется ли общественное мнение в нашем городе — покажет время, ведь создание Общественных палат в регионах носит рекомендательный характер. Правда, повторяю, рекомендации мы получили от президента страны.