Сегодня:

…В первых числах октября город N взяли бандиты. Они захватили все отделения Сберегательного банка и, выстроившись в очередь, принялись отмывать доходы, полученные преступным путем. Особо старательно они финансировали терроризм, оплот которого таился в детских садах и музыкальных школах. Некоторые тратили преступные сбережения на погашение кредитов, выданных им, видимо, на приобретение оружия и боеприпасов.
К сожалению, нерасторопность руководства Сбербанка, не обеспечившего круглосуточную работу вверенной ему кредитной организации, не позволила преступным элементам легализовать весь теневой капитал, а правоохранительным органам задержать плательщиков. Многие из них, простояв в очереди 2-3 дня, послали государство «к Аллаху» и платить передумали. Теперь милиция фиг их найдет, а муниципальные образовательные учреждения без финансовой поддержки криминала прикажут долго-долго жить…

12 октября я решила заехать в Сберегательный банк – заплатить за обучение дочери в Художественной школе. А еще – дочка выписывает из Москвы карточки про животных, за которые тоже нужно платить в Сбербанке в течение 10-ти дней со дня получения. Признаться, я собиралась сделать все это вовремя, но никак не удавалось вырваться с работы, а поскольку Сбербанк обслуживает клиентов с 9-ти до 17-ти, я тружусь – до 18-ти и более, ничего у меня, естественно, не получалось. «Всё!», — решила я, наконец, и с 14.00 запланировала себе час расплаты. Расплата была долгой…
В отделение Сбербанка на Пушкинской, 111 я просто не смогла попасть. Хвост очереди находился на улице и всерьез собирался здесь ночевать. В отделении на Буденновской я была 15-й, но там поломался кассовый аппарат. Благо я была за рулем, что позволило мне мобильно отправиться в 3-ю точку.
На улице Комитетской аппарат исправно действовал, а очертания очереди были неясны. Кто-то «занял за тем мужчиной», кто-то «сейчас подойдет», большинство же плательщиков сновало от окошка к столику, что-то без конца переписывая. Суть «переписи» объяснила женщина, стоявшая уже вблизи кассы. Она рассказала, что теперь всем, кто платит за садики, «музыкалку», выплачивает кредит (кроме коммунальных услуг и расчетов с бюджетами всех уровней – то бишь налогов), нужно кроме одного бланка извещения заполнить еще один. Этот, второй, был оторванной половинкой от знакомого всем бланка ПД-4, и на него нужно было заново переписать все реквизиты получателя платежа, а на свободном поле – данные паспорта плательщика. На вопрос: «Кто это все придумал?!» женщина развела руками и указала на вывешенное объявление. Последнее гласило: «Уважаемые клиенты! Прием банком платежей наличными деньгами (за исключением операций по оплате жилья и коммунальных услуг, услуг связи, расчетов с бюджетами всех уровней на сумму менее 600000 рублей) осуществляется только при предъявлении документа, удостоверяющего личность». Основанием для такого нововведения был Федеральный закон от 7.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Во исполнение оного, Центробанк сочинил Положение «Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Эти фундаментальные бумаги пришлось исполнять рядовому кассиру Сбербанка, которой достались все шишки, что следовало бы кинуть «выше».
Понятно, народ злился. Одни, по привычке, приходили без паспорта. Другие, получившие уже заполненные «квитки» на оплату, мучились, втискивая 20-тизначные номера расчетных счетов в едва видимое под микроскопом место. И все эти, «идентифицируемые клиенты», дружно обижались на подозрения в терроризме.
— Какой дурак это все придумал? Почему паспорт нужен тем, кто платит менее 600 тысяч? А если более – уже не надо? Этот уже с властями договорится?
— 120 рублей за «художку» ребенку – это легализация преступных доходов?!
— Я каждый месяц плачу за детсад. Что – террорист будет каждый месяц «светится» в Сбербанке?
— «Выгодоприобретатель» — это наша «музыкалка»-то? Тот, кто это писал, себе это представить не пробовал?
Разговор был долгим, потому что очередь почти не двигалась. С 15.00 до 17.00 оплатить умудрились всего несколько человек.
— Примите у меня, пожалуйста! – за 5 минут до закрытия кассы просил дедушка детсадовского внука, раз семь переписавший дополнительное извещение. – Я весь день стою, я есть хочу!
На второй день получилось заплатить за кредит другому мужчине. Он ушел, тихо улыбаясь, видимо, еще не веря своему счастью.
Не выдержали нервы у женщины в теплом халате – работницы ближайшей больницы.
— Делайте свое дело! – закричала она, увидев, что кассир выполняет иную работу, кроме приема платежей. — У вас тут скоро клиенты превратятся в трупы!
— Это у вас в больнице одни трупы, — огрызнулась кассирша. – Я лежала, я знаю!
— Нет, у вас! – заспорила медик.
К счастью, диспут на тему «Ты не кассир, ты – убийца» не состоялся: у женщины в халате платеж приняли.
Я была уже у цели, но меня сгубило любопытство:
— А почему я должна вписывать данные своего паспорта, если карточки выписала дочь? Вот она – в платежном документе впечатана, ей 11 лет, у нее нет паспорта.
— Заполняйте, — измученно ответила мне кассир. Но я не успела. В 17.05 кассир резко опустила металлическую штору. Перед ослепшим окошком осталась стоять молодая мама с младенцем.
— Примите у меня, — растерянно сказала она, — я с ребенком.
Штора была непроницаема.
На стенде висел режим работы «специального по обслуживанию физических лиц дополнительного офиса № 1799/043», извещавший о работе с клиентами до 18 часов. И рядом: «Уважаемые клиенты! Временно филиал работает в 1 смену с 9 до 17 часов. … Приносим извинения».
Через несколько минут я увидела эту маму уже на улице. Ее, плачущую, утешал такой же молодой муж: «Ну, что ты хочешь? Страна дураков…».
— Что вы не смогли оплатить? – спросила я их.
— Коммуналку.
— Который раз приходите?
— Второй.
— Я третий день не могу заплатить за музыкальную школу, — обратилась ко мне женщина постарше: — Просто не знаю, что делать – я работаю, не успеваю.
Зато другая мама была победительницей! Правда, пока она с «надцатой» попытки платила за детсад, воспитанница этого самого сада вытерла все стены здания и теперь уходила совсем другого цвета, нежели пришла.
На другой день я пошла на хитрость. Подъехала к 8-ми утра к отделению на Буденновской. В 9 часов я была первой, с заполненными с вечера дополнительными извещениями. За-пла-ти-ла! И теперь уже сама объясняла выстроившейся за мной очереди, «какой дурак», что и зачем придумал.
Впрочем, за более глубокими знаниями я отправилась в Сбербанк, предварительно изучив уже названные мной Федеральный закон и Положение Центробанка. Заместитель заведующего И.А. Шукюрова встретила меня с пониманием и не стала уверять, что все у них прекрасно. Рассказала о проблемах с кадрами, о том, что сейчас они решаются, а значит, филиалы Сбербанка будут работать дольше, что позволит обслуживать больше клиентов. Так же, как простые граждане, Ирина Анатольевна не понимает, зачем идентифицировать лиц, которые каждый месяц честно платят за садики и «музыкалку». Но – есть требования, которые работники Новочеркасского отделения Сбербанка обязаны выполнять. Их И.А. Шукюрова нам процитировала:
— Письмо Сбербанка России от 18 августа 2005 года: «Положением Банка России от 19 августа 2004 года № 262-П предусматривается, что в целях идентификации клиентов кредитными организациями осуществляется сбор сведений и документов, предусмотренных данным Положением. При этом в отношении физических лиц, находящихся на обслуживании, наряду с именными данными, должны быть получены также сведения о документах, удостоверяющих их личность, гражданстве, дате и месте рождения, адресе места жительства (регистрации) или места пребывания и ряд других». А вот дополнение к этому Письму: «Идентификации подлежат платежи за товары, обучение в учебных заведениях, в т.ч. музыкальных школах, детские сады, аренду, во внебюджетные фонды и т.д., при этом обращаем ваше внимание, что идентификации подлежат платежи независимо от их суммы. Исключение составляют операции по оплате жилья и коммунальных услуг, услуг связи, расчетов с бюджетами всех уровней на сумму менее 600000 рублей».
В Сбербанке мне рассказали, что один возмущенный таким положением (и Положением) клиент отправил телеграмму Президенту В.В. Путину. Правда, путь ее будет, видимо, привычно-круговым: вернется она на место, в Новочеркасск, где наши сбербанковцы сошлются на инструкции, которые придумали там, где телеграмму получили и откуда ее отфутболили. Президенты, члены правительства и думцы в Сбербанках у нас не стоят либо вполне могут заплатить наличкой 600 тысяч и 1 рубль, чтобы не предъявлять паспорт.
Кстати, о паспорте. Я не поленилась и внимательно изучила Положение ЦБ РФ от 19.08.2004 г. № 262-П. И пришла к выводу, что при тех операциях, о которых мы сегодня ведем речь, можно предъявлять в банке не только паспорт гражданина РФ, но и загранпаспорт, паспорт моряка, водительское удостоверение, удостоверение личности военнослужащего или военный билет, временное удостоверение личности гражданина РФ, выдаваемое органом внутренних дел до оформления паспорта. Есть выход и для несовершеннолетних граждан (не имеющих еще паспорта), которых родители просят помочь заплатить за что-то в Сбербанке: им нужно предъявить свидетельство о рождении.
Можно и дальше пойти – если задуматься. А нужно ли нам всем (мамам детсадовцев, учащихся музыкальной школы, художественной, школы искусств…) вообще толпиться в Сбербанке? Ведь все эти учебные заведения с недавнего прошлого — юридические лица, имеющие не только расчетные счета, но в штате – бухгалтеров и кассиров. А почему, в таком случае, я не могу оплатить за садик (школу) этому самому кассиру? Нужен приказ Управления образования? Издайте.
Словом, если думать, можно дров не ломать. Пока же традиционно: хотели, как лучше, а получилось … как всегда. На без того перегруженный Сберегательный банк навалили дополнительную нагрузку, в результате чего мучаются и унижаются клиенты (кстати, не добровольные – их обязали платить именно здесь), а о нервной системе сотрудников банка вообще помолчу.
… Помнится, четверть века назад был в Новочеркасске первый секретарь горкома КПСС Н. Дубовицкий, решивший куда-то еще избраться. Собрали большой митинг в его поддержку у собора. А чтобы поддержка была еще мощней и убедительнее, «выкинули» в магазине на Московской импортные сапоги. Разутый народ решил брать магазин штурмом. Но – не пришлось. Какой-то умный начальник прислал туда двух милиционеров, которые навели в торговой точке образцовый порядок. Один строил толпу на улице в две стройные очереди, другой объявлял, «чьи» сапоги, почем и каких размеров остались. Народ заходил по команде, полностью проинформированный, определившийся с выбором. Продавцов в магазине не помню – только кассира. Ему оставалось тихо-мирно взимать деньги.
Может, все дело в организации? И нужно в каждом филиале Сбербанка поставить пару толковых милиционеров. Они и порядок наведут, и террористов выловят. Которых наше государство все время ловит как-то не так… И НЕ ТАМ!