Сегодня:

Уже второе «первое сентября» 32-я школа встречает Ракима Петровича Кунакбаева гостем. Школе почти тридцать лет, а ее, как казалось еще недавно, вечному директору Кунакбаеву – почти семьдесят. Благодаря абсолютно здоровому образу жизни — никогда не курил и не пил и жил строго по расписанию, — Раким Петрович выглядит гораздо моложе. А может, потому, что вся жизнь учителя проходит с детьми, а они, если их любишь, не дают стареть. Недаром наши первые учителя с возрастом совсем не меняются, почти как любимые артисты.
Раким Петрович Кунакбаев родом с Урала, из многодетной сельской семьи. Отец не вернулся с войны. Мама, простая колхозница, у которой было пятеро детей, заметив особое, «гуманное», как он сам говорит, отношение Ракима к родным и вообще к людям, отправила его учиться в Краснокамское педучилище, которое сын окончил с отличием и, опять по настоянию матери, поступил в Удмуртский пединститут.
Вернулся в свое село учителем русского языка и литературы и здесь встретил свою будущую жену. Выпускница Ростовского пединститута, она преподавала в этой же школе математику. Молодые учителя поженились, и в 1969 году переехали в Новочеркасск, на родину жены. И наш город, в котором Раким Петрович прожил тридцать пять лет, из них шестнадцать лет проработал завучем 9-й школы и восемнадцать – директором 32-й школы, не стал для него чужим.
Интересно, что фамилия «Кунакбаев» переводится как «гость-богач».
Школа Ракима Петровича считается вполне благополучной. Он оставил ее своему коллеге, тоже учителю русского языка и литературы, по его словам, «в неплохом состоянии, со стабильным коллективом высококвалифицированных специалистов». Даже тем летом, когда школа переходила в новые руки, как и всегда, «ни один день не был потерян» в подготовке здания «по температурному режиму» к следующему учебному году.
Раким Петрович руководил школой в трудные годы, когда учителя подолгу не получали зарплату…Он не препятствовал, когда коллектив принял решение идти на всеобщую забастовку: «Я считал, если акция всероссийская, мы должны принять участие…»
Школа выстояла, и сегодня это подтверждается высоким уровнем знаний ее выпускников. В прошлом учебном году, например, было восемь претендентов на медали, и все они получили свои заслуженные награды.
Эта школа – «тысячница», вторая по количеству учеников в городе. Два года подряд занимала первое место (в эксперименте по введению единого госэкзамена, ЕГЭ) по математике, а в 2004 -2005 году – первое место по русскому языку: из 70 учеников 63 получили «4» и «5», и ни одной «двойки».
В этом же году старшеклассники взяли 20 призовых мест на городских предметных олимпиадах, и педколлектив оказался в первой тройке школ города по этим показателям.
В благоприятных условиях школы был образован специализированный «волейбольный» класс, в котором тренер Захарова вырастила славную «Дончаночку», которая за три года поднялась до пятого места в России.
Сегодня в «Гостиной «В» — Раким Петрович Кунакбаев, всеми любимый и уважаемый директор 32-й школы, теперь уже бывший.
— Ваши братья и сестра — они тоже состоялись в жизни и в профессии?
— Старший брат был шахтером, следующий за ним – заслуженный нефтяник, я – учитель, младший брат – диспетчер-нормировщик, а сестра, она самая старшая, всю жизнь проработала в колхозе.
— А вы никогда не жалели, что выбрали своей специальностью преподавание русского языка и литературы?
— Я сам удмурт, приехал преподавать русский язык и литературу в казачью столицу, но ни разу за 35 лет не почувствовал к себе «особого» отношения. А в Удмуртии тяга к русскому языку огромная. В Ижевске около 600 тысяч жителей, и ни одной удмуртской школы. У языка такого небольшого по численности народа нет больших перспектив, поэтому удмурты не хотят отдавать детей в национальные школы.
— А удмуртский язык трудный?
— Это финно-угорская группа языков. В нем 16 падежей, нет родовых различий, нет предлогов, зато есть «послелоги»…
— А национальная литература существует?
— Да, она богата. Мой друг Роман, с которым мы все девять лет учились вместе, тоже начал писать еще в институте, был членом Союза писателей России, но, к сожалению, рано ушел из жизни.
— Как вы себя ощущаете в новом качестве – пенсионера?
— Я понял, что резко бросать работу нельзя. Привык рано вставать: в семь пятнадцать был уже в школе и находился там до пяти-шести часов вечера. И дома все успевал. Теперь столкнулся с тем, что мне себя особенно некуда девать…Я придумываю себе пешеходные маршруты: обхожу Соцгород и Октябрьский. С внуком гуляю…Читаю классическую литературу. Перечитал «Тихий Дон». Недавно прочел книгу, в которой затронут наш национальный вопрос. В конце девятнадцатого века удмуртов, которые были язычниками, обвинили в человеческих жертвоприношениях, и на открытом процессе их защищал русский писатель Короленко. Сейчас удмурты — христиане.
— Какое место в воспитании детей вы отводите литературе?
— Для меня книга — это ВСЕ. Я даже думаю: если ребенок читает — все у него будет хорошо. Но в наше время одной только школе увлечь детей чтением сложно. Как убедить прочесть четыре тома «Войны и мира», если существуют сокращенные версии, книги-мультики, книги-комиксы…А телевидение…Большинство телепередач не в нашу пользу меняют нравственные устои, на которых покоится русская литература…
— Как складывались ваши взаимоотношения с коллективом?
— Коллектив меня понимал. Я знал, кто чем живет, и чем мог, помогал: по возможности поощрял материально, чтобы финансово поддержать семью, молодежь устраивал в общежитие, детей — в детсад. Я считал это своим долгом, и в коллективе это ценили и понимали.
— Что бы вы посоветовали своему молодому преемнику?
— Директор школы — это еще и хозяйственник. Школьное хозяйство надо регулярно и планово ревизировать, потому что «ничто не вечно под луной»…
— Как отразилась на школе смена общественного строя в России?
— Ни для кого не секрет, что образование перешло на платную основу, и на школе это сказалось отрицательно. Когда было бесплатное образование, работу школ оценивали по тому, сколько выпускников поступило в вузы. Это действительно много значило. А теперь поступление в вузы — условный показатель. Есть у родителей деньги — будешь учиться дальше. Это большое упущение в масштабах государства. Наверное, поэтому мы и не получаем пока хороших специалистов.
— А как исправить ситуацию?
— Я считал и считаю: надо развивать производство. От этого, и только от этого зависит наше благосостояние. Люди должны трудиться, а им пока негде. Тем более молодым, сразу после окончания института. Страна была бы богаче, если бы и школа способствовала тому, чтобы выпускник нашел свое место в жизни. Ориентиры в обществе поменялись. Востребованы теперь прежде всего активные, энергичные, предприимчивые… Но знающие законы. Полагаю, этим пора уже заниматься.
— А что еще нужно в детях развивать?
— Уважение к старшим. Что это такое? Уважать отца и мать — значит, не огорчать своих родителей, не залезать в бюджет своей семьи…До конца ее жизни я боялся своей матери. Нет, это не то слово: я боялся ее огорчить. Когда я приезжал домой, мать только чайку разрешала попить, и мы сразу шли на кладбище, где похоронены наши родные. Этого нет в наших детях.
— Какие еще недостатки вы видите в наших детях?
— Школа отучила детей трудиться, отучила от самообслуживания. По закону об образовании даже старшеклассники не обязаны мыть в школе пол, работать на пришкольном дворе. Наши девочки выходят замуж, не умея ни стирать, ни готовить обед, ни убирать комнату, мальчики женятся, не умея гвоздя забить. Азам рабочих специальностей в школе теперь не обучают, а на заводах не хватает рабочей силы. В школах практически нет преподавателей-мужчин. И хотя сама жизнь есть хорошая школа, все это начинает сказываться на трудовых и семейных отношениях…
— А как сложилась жизнь у вашего собственного сына?
— Он закончил школу без медали, но на пятерки, и поступил в военное училище. Сейчас он подполковник, начальник штаба полка, ветеран боевых действий, живет в Зернограде. Он увлечен музыкой, играет на пианино и на гитаре. Я сам играю на скрипке, на баяне, а в свое время играл в оркестре народных инструментов на мандолине. Но ни у меня, ни у сына это не стало профессией, а осталось для души. Прекрасно пела моя мать. Была очень музыкальной. И мой сын такой же. В школьные годы играл в вокально-инструментальном ансамбле, участвовал в конкурсах.
— У вас есть рецепт воспитания?
— Воспитание — очень трудное дело. Прежде всего нужно изучить особенности личности ребенка. Очень важен пример родителей. Но есть еще окружающая среда и школа. На недостатки домашнего воспитания накладываются упущения учителей. Поэтому не стоит полагаться только на школу, как на камеру хранения.
— Основная проблема системы образования сегодня?
— Нет стабильности, нет постоянства. Слишком много экспериментов. Часто меняются учебные пособия. Учителя недоумевают, как толковать историю, литературу. Есть концепция модернизации школы до 2010 года, но приходит в правительство новый министр образования, и начинает всю эту программу «перекраивать» на свой лад, а от этого страдают и те, кто управляет образованием, и те, кто учит детей, и дети, которые и так перегружены: семь уроков – рабочий день взрослого, а надо еще готовить домашнее задание…
— Редакция и читатели «В» желают вам спокойного, счастливого, интересного отдыха. А что бы вы хотели пожелать своим коллегам, а значит, и всем нам?
— Удачи в экспериментальной работе по модернизации системы образования, взаимопонимания между учителями, учениками, родителями, благополучия и достатка в семье.
— Спасибо.