Сегодня:

Закончился 1-й российский театральный фестиваль русских театров национальных республик «Комплимент», проходивший с 11 по 18 сентября сего года в Донском театре драмы и комедии им В.Ф. Комиссаржевской. Новочеркасск, взявший на себя почетную миссию принять первый – такого уровня — фестиваль, благополучно справился с поставленной задачей. Отзвучали аплодисменты, жюри, состоявшее из московских и ростовских театральных критиков и театроведов, закончило «разбор полетов», заядлые театралки, ежевечерне, в течение недели посещавшие фестивальные спектакли, перестали ломать голову – в чем же «показаться в свет» на этот раз. Вручены дипломы и награды, и наступил антракт, который, как предполагается, продлится два года – до следующего, 2-го «Комплимента». Пока же есть время и желание помянуть добрым словом прошедший.
Итак, почему «Комплимент»? В словаре иностранных слов в переводе с французского слово это означает «лестное выражение, похвала».
А похвалы, как известно, никогда не бывает много. Ведь не только опытный критик, но и заядлый театрал всегда найдет к чему придраться. Почему-то именно дилетантам от искусства кажется, что именно они лучше всего понимают – как надо было сыграть актеру, во что нарядить актрису, каким образом развести мизансцену… В самую точку попал Шекспир, изрекший еще в 16 веке удивительно верную фразу: «Весь мир – театр, все люди в нем – актеры». А потому играем, судим и рядим, как можем и как Бог дал. «За нами следят. Нас любят. И Он нас не оставит», — сказал на открытии фестиваля художественный руководитель Казачьего драматического театра и доброжелательный хозяин всего этого масштабного мероприятия Леонид Шатохин.

Вся жизнь — театр

О КУЛЬТУРЕ «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА»
Открывал фестивальный показ государственный русский драматический театр им. М.Ю. Лермонтова из Чеченской республики непритязательным спектаклем «За чем пойдешь, то и найдешь» по пьесе А.Н. Островского «Женитьба Бальзаминова». «Чтобы возродить народ, надо возродить культуру» — перед его началом сказала директриса театра Р. Межидова. Так-то, «возрождая» чеченский народ, обратиться пришлось именно к великой русской культуре: литературе, драматургии, классическим образцам.
Этому театру, первым вышедшему на фестивальные подмостки и, собственно, существующему едва ли с полгода, не имеющему еще ни своего здания, ни костюмов, реквизита, ни полноценной труппы, можно было бы простить многое – им, безусловно, было труднее всех. Новочеркасский зритель откликнулся на призыв Л.И. Шатохина: «Они первые начинают. Поможем им». Публика охотно хлопала и достаточно яркому оформлению сцены, и заводному музыкальному сопровождению – горцы использовали стилизованные ритмичные композиции псевдофольклорного ансамбля «Иван Купала», и простеньким веселым пританцовкам персонажей в стиле «а-ля-рюсс», с некоторым трудом узнавая родимого Островского в его чеченском варианте. Неприятный осадок, тем не менее, остался. Неловко было видеть, как беззастенчиво наигрывал исполнитель роли главного героя Бальзаминова – народный артист ЧРиРСО-Алания А. Джамаев. Как нелепа эклектика платьев и причесок, не имеющих никакого отношения к костюмам и быту второй половины 19 века на актрисах, игравших Капочку, Устиньку, Химку… Рисунок роли вдовы-купчихи Белотеловой в исполнении Д. Шахбазовой был явно полностью списан с известного фильма, где ту же роль блистательно сыграла Нонна Мордюкова. И сей факт также напрягал искушенного зрителя. Как и сравнительно современные частушки под балалайку.
Лишь пару раз бедного Бальзаминова стало искренне жалко – артист через себя пропустил тему «маленького человека». Похоже, именно она в данной пьесе была близка исполнителю, становившемуся в эти краткие минуты естественным и достоверным. Порадовала и сваха Акулина Гавриловна (народная артистка РФ Н. Хаджиева) – тут эпоха и колоритность были, что называется, на месте. В антракте услышала непредвзятое мнение новочеркасского зрителя лет 16: «Наши лучше играют». Толерантность толерантностью, а истина глаголит устами сами знаете кого…
В финале один из представителей диаспоры, собравшейся в театре приветствовать спектакль своих земляков, взошел на сцену с букетом, неустанно жуя при этом жвачку. Культуру на бытовом уровне у народа также еще предстояло и предстояло возрождать.
Спектакль «За чем пойдешь, то и найдешь» был отмечен компетентным жюри фестиваля дипломом с самой животрепещущей формулировкой «За возрождение театра» и призом «За сценографию».

«ЖЕНИТЬБА» ПО-ИНГУШСКИ
Кстати, о призах. Символом 1-го фестиваля «Комплимент» стал наш ответ «зажравшемуся» американскому «Оскару» — изображенный в керамике великий русский актер-трагик Николай Хрисанфович Рыбаков в роли Несчастливцева из пьесы Островского «Лес», в свое время сыгравший его на сцене Новочеркасского театра.
Второй день фестиваля познакомил зрителей с Ингушским государственным театром-студией «Современник», показавшим динамичный, но странно коротковатый спектакль по Н.В. Гоголю «Женитьба». Спектакль был оформлен в стиле минимализма: чернота сценического пространства, громоздкий диван под покрывалом, два банных веника – и все.
Звучала трагичная музыкальная тема. И то сказать, чем не житейская трагедия, когда уж замуж невтерпеж, а, то ни одного жениха, то сразу несколько… Правда, ингушская «Женитьба» весьма напоминала учебный спектакль. И чутье меня не обмануло, труппа театра в основном состоит из выпускников Щукинского театрального училища 1998 года. Впрочем, актеры купались в ролях, предъявив максимум внутренней отдачи. Органично существовал на сцене исполнитель роли Подколесина (Л. Льянов). Словно Мефистофель являлся и исчезал в никуда Кочкарев (Р. Куштов). Не обойден аплодисментами ловкий слуга Степан (Б. Гайсанов). Но вот режиссерская «находка» с удушением свахи, а тем более обильное «вкрапление» в гоголевский текст фраз и словечек на ингушском языке остались для новочеркасской публики «за кадром» — в зоне непонимания. То, что было очевидно хорошо дома, оказалось неприемлемо и раздражало «в гостях» — на фестивальной площадке. «Актеры – это лицо нации, но это лицо никак не должно превращаться в физиономию нации», — заметила одна московская критикесса.
Ингушский театр получил приз фестиваля «За оригинальное прочтение русской классики». Может, впоследствии будет у театра приз и за классическое прочтение.

БЕЗ ГРЕХА НЕ ПРОЖИТЬ
После двух первых, сравнительно легковесных спектаклей, драма М. Горького «Васса Железнова» русского театра драмы и комедии Карачаево-Черкесской Республики напомнила зрителям, собственно, истинную цель фестиваля – показать театральной общественности, широкой публике лучшие творческие достижения коллективов, прибывших в юбилейную казачью столицу. Поставленный в лучших реалистических традициях, с прекрасными актерскими работами, с убедительно воссозданной атмосферой времени и места действия, спектакль «Васса Железнова» имел первый фестивальный оглушительный успех. В конце спектакля зрители приветствовали актеров стоя, что затем заслуженно повторялось уже во все последующие фестивальные дни. В пьесе, написанной в начале 20 века, но звучащей весьма современно, у каждого персонажа своя правда. «Легко жить просто, только от легкой жизни глупеют скоро» и «Для детей ничего не стыдно и не грешно» — вот жизненное кредо самой Вассы. «Мы не нищие, должны добро помнить», — насмерть стояла в своей уверенности Людмила. «Без греха не проживешь, Липа», — жестко убеждал Михаил Васильевич. Зритель внимал, соглашался и не соглашался, сопереживая полюбившимся героям. Недаром по окончании назвал «Вассу» замечательным спектаклем Л. Шатохин. Не случайно и большее количество призов досталось карачаево-черкесскому театру. «За лучшую женскую роль» отмечена призом фестиваля «Комплимент» исполнительница роли Вассы Любовь Петрова. Приз «За лучшую мужскую роль второго плана» получил заслуженный артист КЧР Виталий Вартанов, сыгравший дядюшку Прохора. Специальным призом в номинации «Сценический дебют» отмечен молодой актер, студент I курса театрального вуза Альберт Маликов за роль сына Вассы Павла.

ПЕРВЫЙ АНШЛАГ
Мюзикл «Про Федота-стрельца», даваемый в четвертый день фестиваля, с нетерпением ожидали многие новочеркасцы. Объяснить это было просто. Современная сказка, на основе русского фольклора филигранно написанная Леонидом Филатовым, и по прошествии времени не потеряла ни на йоту своих остроумия, едкости и актуальности. К тому же было очень любопытно – как возможно соединить этот восхитительный стихотворный текст с неведомой музыкой Аркадия Манджиева, не потеряв филатовского легкого тона, как не впасть в банальность, в заумь, в чрезмерную приторность сказки? Республиканскому русскому театру драмы и комедии Калмыкии это удалось. Образность сценического решения, режиссерские и мизансценические находки, яркие актерские работы, отличное световое оформление, дуэты и соло – все воспринималось отлично. Первый аншлаг фестиваля, приставные стулья в зале, долгие рукоплескания публики, понимающие улыбки и смех разновозрастных зрителей в партере и на галерке, с упоением слушавших «развесистую клюкву» речей Царя о любви к народу:
«Утром мажу бутерброд –
Сразу мысль: а как народ?
И икра не лезет в горло,
И компот не льется в рот!».
Или актуальнейшее для нашего города «откровение»:
«А виновник – генерал,
Интриган и аморал!..».
Что более имело успех: эротичная ли молодуха Яга с блестящими сосками, «Ес тудей» поющего Генерала, подпоясанного ремнем с пятиконечной звездой, «сольфеджия» на домре Царевны или импровизированная лодка Федота, вызвавшая общий восторг зала?.. По-моему, все. Первое «Браво» зал кричал именно «Федоту-стрельцу» и всему актерскому ансамблю из Калмыкии.
Мюзикл по сказке Л. Филатова пришелся Новочеркасску по вкусу.
Уже по окончании спектакля директором театра из Калмыкии Галиной Шураевой фестиваль был назван прекрасным и нужным, уже по калмыцкой традиции «самому уважаемому человеку» Л.И. Шатохину – хозяину фестиваля был преподнесен белый шарфик «ходок», а зал все не хотел расходиться, сидел, улыбался и хлопал. Давно не бывало у нас такого успешного представления.
В заключительный день подведения итогов приз «За отвагу жанрового эксперимента» поделом и по делам его был вручен режиссеру театра Борису Манджиеву.

СВОИ СВОИХ «УДОВЛЕТВОРИЛИ»
После такого успеха удержать высоту планки в жанре мюзикла могли только наши. И они сделали это. Спектакль «Бабий бунт» по произведениям М. Шолохова Новочеркасского казачьего театра был также аншлаговым, прием зрителей шумным и восторженным. Казачья родная тематика, комизм сюжетных ситуаций, любовные перипетии героев, лихость и шутки донских казаков, несгибаемость «бабьего воинства» казачек — все шло на ура. И как итог – пятиминутная овация в финале поднявшегося в едином порыве зала. В ответ – скромные слова признательности публике, знающего, однако, себе цену худрука театра: «Благодарим Вас за то, что мы вас чем-то удовлетворили».
Заслуженно получили награды новочеркасские артисты. Одного «Николая Хрисанфовича» — «За актерский ансамбль» — театру, двух «Рыбаковых» — исполнителям «Лучшего любовного дуэта» — Николки и Насти Евгению Шапошникову и Елене Климановой.

«ХУТОРЯНЕ» ИЗ ВОЛГОГРАДА
Поставить заключительный аккорд в театральном действе такого уровня, как разыгравшийся 1-й фестиваль «Комплимент» могли только мастера. Спектакль-трагикомедия «Хуторяне» по пьесе забытого автора А. Копкова волгоградского государственного Донкого казачьего театра достойно завершил театральную неделю в Новочеркасске.
Россия начала 20 века, глухая глубинка где-то под Костромой. Большая крестьянская семья Урловых «аж 16 душ» обособленно живет на хуторе, в стороне от людей. Все в хуторе держится на крепости рук и воли отца Урлова и увертливости матери Катерины. Нелегкая трудовая жизнь, заботы о каждой мелочи, собирание под себя всего: хозяйства, земли, родни не ради себя, а ради будущего семьи.
Здесь, как и в «Вассе Железновой» тревожно звучит тема освобождения от гнета воли старшего, там – Матери, здесь – Отца, ради мелкой своей, личной свободы и благополучия. Достоверность всего, что зритель видит на сцене: русской печи и лавок, столов и икон, лоскутных одеял, деревянных ложек, хомутов и бутылей. И костюмы, и образы, и говор, и песни – все своеобразно, давно нами забыто, а вернее, никогда и не знаемо, но как цепляет внимание, как настойчиво включает сопереживание происходящим на сцене событиям, поступкам героев драмы.
«Этнографический спектакль». «Это колоритно». «К финалу все эти невестки, сыновья, соседи стали просто как хорошие знакомые», — вот мнения зрителей о спектакле.
Спектакль «Хуторяне», действительно, крепко сбитое, зрелищное драматическое действо, заметно выделяющееся на фоне многих и многих современных спектаклей. «Народ народу волк стал», — говорит Урлов. «И так до сих пор», — горько откликается зрительница. Спектакль, вызывающий искренний отклик в зале, поверьте, дорогого стоит. Отметило это и жюри. Приз «За лучшую режиссуру» был вручен художественному руководителю театра, постановщику спектакля «Хуторяне» заслуженному артисту России Владимиру Ляпичеву. Приз «За лучшую мужскую роль» получил заслуженный артист РФ Анатолий Трусов, сыгравший Урлова. Специальный приз фестиваля «За глубокое постижение и артистизм исполнения роли» Катерины в «Хуторянах» жюри присудило актрисе Тамаре Тарасовой.

Пусть зритель жде, как юная Ассоль…
18 сентября, в заключительный день 1-го российского театрального фестиваля «Комплимент», не только раздавали заслуженные награды и дипломы всем его участникам, но и говорили много добрых, странных и даже неожиданных слов. Легкое недоумение вызвала речь представителя почетного попечителя фестиваля архиепископа Ростовского и Новочеркасского Пантелеймона протоиерея Олега Добринского, который, объясняя участие церкви, приветствовал завершающееся светское мероприятие таким образом: «Мы ставим заслон мракобесию. Театр дает нам дышать. Сеять прекрасное, доброе, вечное». В самом деле, услышать такое от священнослужителя, коллеги-догматики которого в прошлом, да и ныне, иначе как к прибежищу разврата, вертепу и скопищу грехов к театру не относятся, было крайне удивительно.
Режиссеры и директора театров-участников чистосердечно признавались в искренности своих чувств к учредителям, организаторам и хозяевам фестиваля, говорили о необходимости таких встреч, дающих бесценную возможность выехать из «своих углов» на люди, показать свои мастерство, талант, чтобы нести с подмостков свет надежды, мудрости и красоты.
«Все мы с вами земляки, казаки», — говорил, отдавая должное приему, режиссер В. Ляпичев, приглашая новочеркасцев с ответными спектаклями к себе в Волгоград.
Председатель жюри и областного союза театральных деятелей народный артист СССР Михаил Бушнов, некогда сыгравший на новочеркасской сцене вождя мирового пролетариата В. Ленина, образно сравнил завершившийся 1-й «Комплимент» с волшебным деревом, вырастившим на своих ветвях, уходящих в Ингушетию, Калмыкию, Карачаево-Черкессию … плоды разного цвета, вкуса, но составивших в руках умелого кулинара необыкновенный фруктовый салат. «Разные артисты, решения, но главное – призыв к добру души – вот что такое наш фестиваль», — сказал он. «Салатный» образ народного артиста-гурмана, может быть, спорен и кого-то шокировал, но с главным выводом из сего «блюда» трудно не согласиться.
Поздравляя же Новочеркасский казачий театр с юбилейным 180-летием существования в казачьей столице, отмечаемым также 18 сентября сего года, М. Бушнов вручил его художественному руководителю Л. Шатохину подарок со смыслом – алопарусный «золотой» корабль-часы и пожелал, чтобы зритель ждал наш театр с таким же пылким нетерпением, как ждала юная Ассоль своего Грея, приплывшего к ней под алыми парусами.
Не минули награды и коллектив театра-юбиляра. Почетные грамоты и некие денежные суммы от Ростовского СТД актерам, наиболее долго проработавшим в театре, целуя актрис, вручил М. Бушнов.
Юбилейные медали «200 лет г. Новочеркасску» от верховного атамана Всевеликого Войска Донского В. Водолацкого самым достойным труженикам новочеркасской театральной нивы, а также грамоты всем театрам – участникам фестиваля с формулировкой «За большой вклад в искусство и высокий профессионализм» были вручены заместителем атамана С. Бузняковым.
Очень умилила речь мэра города г-на Волкова. Он так прочувствованно вещал об удачности фестиваля, кстати, не сочтя для себя возможным посетить хотя бы один из фестивальных спектаклей. Так усиленно расхваливал городской театр и артистов, и здесь не позабыв упомянуть про себя, любимого: «Мы сделали наш театр. Отремонтировали, подсветили». Вручал пышные букеты, «теплые слова в приветственном адресе» и, обещая в дар компьютер, обнимал Л.И. Шатохина. Вот только, правда, еще свежо в памяти, как не столь давнее мэрское «деланье» нашего театра довело худрука Шатохина до объявления голодовки и инфаркта. И лишь вмешательство председателя Союза театральных деятелей РФ А. Калягина и огласка «деяний» мэра по НТВ сохранили Новочеркасский театр в его нынешнем виде и с нынешним руководителем.
Кстати, Александр Калягин прислал от имени СТД и себя лично поздравительную телеграмму с юбилеем нашему театру, который еще великий Немирович-Данченко в начале XX века считал одним из лучших в России.
Яркие сцены из спектаклей по пьесам Л.Н. Толстого, Н.В. Гоголя, А.С. Грибоедова, А.Н. Островского, В. Шекспира…, в свое время шедших на новочеркасской сцене, в которых играли великие российские актеры, показали артисты труппы. Коллеги из ростовского музыкального и кукольного театров, шахтинского театра «Пласт» устроили мини-капустник в честь юбилея новочеркасцев. Профессионально пели «маленькие лебеди», ожившие «куклы» дарили кукол в казачьей одежде: Григория, Аксинью и – для прикола: В.Ф. Комиссаржевскую. А шахтинки в чадрах просились в новочеркасскую труппу, очаровывая худрука театра песнями и взорами.
Фестиваль завершен. Юбилей театра отмечен. Впереди новые пьесы, победы, «Комплименты». Успехов тебе, ТЕАТР!
От «ЧЛ». 21 сентября в Администрации Ростовской области были подведены итоги ежегодного конкурса «Профессионал года». «Режиссером года» назван художественный руководитель Новочеркасского казачьего театра Л.И. Шатохин.
С чем мы от души поздравляем Леонида Ивановича!