Торжества, посвященные 200-летию Новочеркасска и состоявшиеся в конце минувшей недели, завершились. У коллектива авторов «Частной лавочки» осталась масса впечатлений от них. Однако «Частные лавочники» просто физически не могли присутствовать на них всех. Тем не менее, мы постарались побывать на основных мероприятиях этих дней и хотя бы кратко рассказать о них нашим читателям.
ВТОРЫЕ ПЛАТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
Череда юбилейных мероприятий 8 сентября началась открытием научно-практической конференции «Вторые платовские чтения», проводившейся музеем истории донского казачества. В конференции приняли участие не только новочеркасцы, но и представители других городов нашей области: Аксая, Ростова, Таганрога. На конференцию прибыл также профессор Петербургского Государственного университета, доктор технических наук, заслуженный работник транспорта России В.Е. Павлов. Ему-то и довелось начать конференцию своим докладом «Главный директор путей сообщения де Воллан и его деятельность в области градостроительства».
Продолжили конференцию ученые крупнейшего новочеркасского вуза — профессора ЮРГТУ, доктора философских наук А.А. Данцев и А.П. Скорик, которые соответственно сделали доклады «Из истории обустройства Новочеркасска в первой трети ХIХ столетия» и «Атаман Платов — имя, знак, символ». Александр Павлович пригласил присутствовавших на конференции представителей научной общественности принять также участие в работе другой научно-практической конференции — «Реабилитация казачества России: современная ситуация и перспективы», проведение которой было намечено на 9 сентября.
Сотрудница Таганрогского музея-заповедника А.А. Цымбал, выступившая с докладом «Платовы и Алфераки. Из истории генеалогических исследований», сообщила малоизвестные сведения о переплетении двух известных на Дону родов, дававшем повод их потомками ходатайствовать о получении права на ношение уже двойной фамилии — Платовы-Алфераки. Исследованиям родословной еще одного известного донского дворянского рода — Мартыновых — был посвящен и доклад главного архивиста Госархива Ростовской области З.А. Чумак «Донской дворянский род Мартыновых: материалы к родословной». А другая представительница облархива — Е.В. Танюшина — посвятила свой доклад деятельности дореволюционного комитета по управлению городом Новочеркасском.
Новочеркассцы же познакомили иногородних участников конференции (и не только их) с историей создания в нашем городе в первой трети минувшего века ансамбля зданий Донского политехнического института (краевед В.Н. Репников) и «Красного детгородка» (научный сотрудник МИДК Л.В. Крайсветная). Институтский ансамбль сохраняется и поныне (он теперь в нашем городе единственный), а вот второй ансамбль — окружение Атаманского дворца — практически ликвидирован.
О ликвидации выборности донских атаманов в первой половине ХVIII века сообщил в докладе «Как Ивана Краснощекова в войсковые атаманы выбирали (к вопросу о ликвидации демократического института в Войске Донском)» научный сотрудник Аксайского военно-исторического музея П.А. Аваков. А профессор ЮРГТУ, доктор социологических наук П.Н. Лукичев в своем докладе «Этноконфессиональные отношения на Дону в ХVII — ХVIII веках изложил свой взгляд на происхождение казачества, его место и роль в истории русского государства. Например: во время битвы на поле Куликовом казаки были не на стороне князя Дмитрия, а на стороне хана Мамая — в качестве проводников. Ну что ж, быть может, это были совсем другие казаки — еще не знавшие о необходимости единения и согласия.
ФЕДОТ, ДА НЕ ТОТ
Участник проходившей в МИДК научно-практической конференции «Вторые платовские чтения» профессор Петербургского Государственного университета путей сообщения В.Е. Павлов прибыл в наш город за день до открытия конференции. Так как ему предстояло сделать доклад о деятельности де Воллана в области градостроительства, то он пожелал сначала осмотреть наш город. К профессору была приставлена сотрудница музея, которая и познакомила его с достопримечательностями нашего города. Не минули они и бюст якобы де Воллана.
— Вот и в вашем городе установили бюст де Воллана, — делился на следующий день Владимир Егорович своими впечатлениями от увиденного с участниками конференции. — Только я его не узнал: молодой, с пышными бакенбардами, которых он не носил. А вместо восьмилучевой звезды ордена Александра Невского — какая-то шестнадцатилучевая звезда.
— Да нет, бакенбарды у де Воллана все же были, — говорил я Владимиру Егоровичу уже после окончания конференции. — Жиденькие такие, седенькие — на живописном портрете они просматриваются.
— Ну, это ж уже в старости дело было, — возразил мне профессор.
— А на правой стороне его груди видели, что ему скульптор Исаков изобразил? — поинтересовался я.
— Висюльки какие-то, — ответил мне Владимир Егорович.
— Это скульптор так «расшифровал» имеющиеся на портрете де Воллана выпушку, идущую по краю борта мундира, и шитье с пуговицами на обшлаге рукава засунутой за борт мундира правой руки, — пояснил я гостю нашего города.
До чего же стыдно было объяснять приезжему человеку все эти вещи! Стыдно за скульптора Исакова, подсунувшему главе администрации нашего города откровенную халтуру. Стыдно за главу администрации, сразу же ухватившегося за не выдерживающий никакой критики бюст непонятного кого: мол, и такой сойдет…
Не сошло: приехал в наш город знающий человек и сразу же все увидел. Вот так-то: кто не слеп — тот видит!
ВНЕОЧЕРЕДНОЙ КРУГ СКВРиЗ
Начиная с 10 сентября, атамана Войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское» В.П. Водолацкого стали именовать еще и Верховным атаманом Союза казачьих войск России и зарубежья. Невольно возникает вопрос: на каком таком основании?
Оказывается, основание для этого имелось. А именно: 9 сентября, когда юбилейные мероприятия в Новочеркасске шли уже полным ходом в соответствии с планом их проведения, состоялся незапланированный (внеочередной) Большой круг Союза казачьих войск России и зарубежья (СКВРиЗ). На нем-то В.П. Водолацкий и стал атаманом этой организации.
По какой же причине возглавлявший в последние годы СКВРиЗ лишь номинально Всесветный атаман Ратиев В.Н. сдал свой пост В.П. Водолацкому, никакого отношения к СКВРиЗ не имевшему? Дело в том, что, по словам самого В.Н. Ратиева, он был взят под стражу в связи со своей деятельностью на посту начальника бассейнового Управления. Но атаман Водолацкий помог ему выйти на свободу, сказав, что атаман не должен находиться под стражей: его сначала надо выпустить на свободу, а потом уж следствие пусть разбирается, прав он или виноват.
— Виктор Петрович Водолацкий действительно атаман и человек, — заявил В.Н. Ратиев на Круге. — Я искренне ему благодарен. Считаю, что возглавлять казачество — и общественное, и реестровое — должен один человек. Я считаю, что принял правильное решение: сложить досрочно полномочия Верховного атамана и просить В.П. Водолацкого возглавить казаков России. Моя основная должность начальника бассейнового Управления требует много сил и времени. К тому же я остаюсь командиром лейб-гвардии Атаманского полка.
— Все мое правление уходит в отставку, — продолжал докладывать казакам В.Н. Ратиев. — Я же призываю всех казаков — которые со мной вместе воевали, которые меня знают — избрать на Круге атаманом Водолацкого.
И В.П. Водолацкий стал атаманом СКВРиЗ после единодушного голосования за него при одном воздержавшемся. Когда стали приводить его к присяге, он признался, что волнуется сейчас больше, чем при избрании его донским атаманом. И, поклявшись перед Священным писанием все делать достойно, произнес: «Вы — мои дети, я — ваш отец». А затем заявил: «Сегодня нашим врагам мы нанесли большой удар — сегодня мы поставили большую жирную точку на расколе казачества».
Большой внеочередной Круг СКВРиЗ поручил новоизбранному атаману сформировать правление и утвердить его. Что тут же и было начато: начальником штаба назначен Сергей Буров, а первым товарищем атамана — Петр Барышников.
После этого было позволено сказать несколько слов «казаку» из Югославии, но тот предложил прежде дать слово ставшему в очередь к микрофону «его королевскому величеству» из республики Гана. «Король так король», — невозмутимо сказал новоизбранный атаман В.П. Водолацкий и предоставил слово смуглому «королю».
Мне было не понятно, какой такой король может быть в республике Гана. Но затем меня озарило: да такой же, как широко разрекламированная Ее Императорское высочество — Великая якобы княгиня Мария Владимировна, приезд которой в Новочеркасск был намечен на 10 сентября и которую В.П. Водолацкий должен был принимать уже как атаман двух казачьих структур.
Однако при этом остается непонятно, кто будет представлять в СКВРиЗ Донское казачье войско. Ведь Н.И. Козицын в СКВРиЗ не контактировал по причине раздора с Ратиевым, а реестровое войско Донское не могло и не может входить в СКВРиЗ по своему определению: оно считает себя на государевой службе и ничего общего с общественной организацией иметь не хочет. То есть атаман В.П. Водолацкий включать свое ВКО «ВВД» в состав своего же СКВРиЗ вряд ли станет.