Сегодня:

На гала-концерте в честь юбилея города наш мэр предстал перед зрителями.
— Вы меня видите?! – грозно вопросил он. – Вы меня слышите?!!
Дальше напрашивалось: «Вы меня еще узнаете!!!», но вместо этого Анатолий Панфилович предложил жителям города помечтать. Мечтать следовало о том, что в ближайшее время туристы станут записываться на экскурсии в Новочеркасск на несколько лет вперед. Логично предположить, что фундамент для становления сказки былью закладывался в дни празднования 200-летия города, а именно: все, что было построено к празднествам, торжественно открыто, освящено да полито шампанским, станет объектами показа тем самым туристам голубой мэрской мечты.
Итак, что же открыто в эти дни в Новочеркасске?
Полистаем план мероприятий, посвященных 200-летию нашего города:
— Открытие (понятно, торжественное) нового здания ОГИБДД УВД;
— Открытие Атаманского дворца с благоустроенной прилегающей территорией;
— Открытие фонтана у здания центрального универмага;
— Открытие памятника А.С. Пушкину у здания центральной библиотеки;
— Открытие памятника «Примирения и согласия»;
— Открытие кино-концертного зала (кинотеатр «Космос»);
— Открытие после капительного ремонта здания МОУ СОШ № 3.
Опустим открытие Всероссийского историко-патриотического форума, межотраслевой выставки-ярмарки «Товары донских производителей» и II Всемирного конгресса казаков в театре. Их, по регламенту, быстро закроют и до очереди туристов они не доживут. Мы сегодня о том, что делалось на века – КАК и ЗАЧЕМ это делалось.
Здание ГИБДД в микрорайоне Хотунок функционирует уже примерно год (с таким же успехом можно открыть заново памятник Ермаку). Открытие кинотеатра «Космос» из плана в последний момент вычеркнули (уже после того, как «ЧЛ» вышла в свет) – говорят, что-то там не успели сделать. 3-ю школу не стоило торжественно открывать вообще – вместо этого ее тоже открыли дважды. Накануне 1 сентября здесь в спешке доделывали-домазывали, накладывали антураж на мокрую штукатурку. На стенах проступили темные пятна… Отблагодарив в День знаний «за детство счастливое наше» мэра города, школу закрыли, и занялись восстановительными работами. Старшеклассники, проучившись урок-два, мыли, скребли, чистили – чтобы в день торжественного открытия мэр не ударил лицом в строительный мусор.
Открытие Атаманского дворца тоже уже было – в мае, в День славянской письменности. И гостей тогда по зданию провели, и выставочную экспозицию показали. Что касается «благоустроенной прилегающей территории», то с ней действительно поспели к юбилею города. Благоустройство выразилось в уничтожении исторической площади и не было согласовано с государственным органом – Областной Инспекцией по охране и эксплуатации памятников истории и культуры (об этом «ЧЛ» уже писала). На месте пролитой в 1962 году крови появился очередной, ширпотребовский, фонтан и плитка. Что и открыли. При этом мэр, выступив накануне по телевидению, не скрыл истинных причин спешной «перестройки», высказавшись в том духе, что, мол, раньше это место вызывало грустные воспоминания, а теперь будет – только приятные.
Фонтан у центрального универмага действительно хорош. И сделан только что, и открыт впервые. Заслуга мэра города здесь, видимо, в том, что надавил он, привычно, на предпринимателя А.Р. Арсеняна, и – забил фонтан. Вопрос только один – не слишком ли много воды в центре Новочеркасска? Аквапарк, три фонтана. Просто мокрое место какое-то получается: наверное, в память о наводнениях в Старочеркасске. Не пришлось бы опять столицу донского казачества куда-нибудь переносить.
Памятник А.С. Пушкину у центральной библиотеки (вблизи общественного туалета) тоже неплох. В отличие от Де Воллана. Если градостроителя Новочеркасска в бронзе не узнал приехавший на юбилей города петербургский профессор, изучающий его творчество, то великого поэта узнали все. Правда, за Гайдара обидно: имя Аркадия Петровича носит центральная детская библиотека, выходящая как раз на ул. Комитетскую, где воздвигли Пушкина. Александру Сергеевичу лучше бы встречать читателей на Московской – у входа в библиотеку его имени. Впрочем, «ЧЛ» полагает, что ко времени построения в очередь туристов, стремящихся в Новочеркасск, А.П. Волков поставит памятник и Гайдару.
В качестве подсказки сообщаем мэру города, какие еще памятники можно установить в Новочеркасске за оставшееся до набега туристов время:
— В.Ф. Комиссаржевской – ее имя носит театр;
— С.Г.Орджоникидзе – правда, бюст ему уже есть в здании ЮРГТУ (НПИ), носящем его имя. Но почему графу Платову два памятника, а наркому тяжелой промышленности СССР – только бюст?
— Императору Александру III — Кадетский корпус официально именуется так: «Донской Императора Александра III Кадетский корпус»;
— Я.И. Потапенко – его имя носит Институт виноградарства и виноделия…
Можно установить памятник народному художнику СССР Н.В. Овечкину, чью диораму «Освобождение Новочеркасска в 1920 году» в эпоху правления мэра Волкова благополучно сожгли, можно пролетарскому писателю М. Горькому, чье имя носила школа № 1. Особый простор может дать увековечивание памяти граждан, чьи имена присвоены улицам, при этом начать лучше с военнослужащих, более близких нынешней власти, чем гражданские лица. Памятник генералу Лебедю, маршалу Буденному, начштаба РККА Фрунзе… Можно сразу – аж 26-ти Бакинским комиссарам! Главное – не забыть на спине каждого прикрутить табличку (как у Пушкина и конного Платова), что к этому руку приложил сам мэр Новочеркасска А.П. Волков.
Следует сказать, что Анатолий Панфилович точным указанием своего соучастия создал в Новочеркасске новую традицию. До него казаки были скромнее. И устанавливая в 1804 году памятник покорителю Сибири, они написали с лицевой стороны: «Ермаку – донцы», а с тыльной: «… от благодарного потомства». И на постаменте памятника Платову (первого, исторического, установленного в 1853 году) тоже значится лаконично и просто: «… Признательные донцы».
О политической стороне возведения памятника «Примирения и согласия» наша газета уже писала – повторяться не будем. Хотя зрительно он выглядит довольно красиво. К радости жителей улиц, окрестных собору, установка памятника позволила навести чистоту и порядок с восточной стороны храма, где всегда было темно, лепились «курятники» и бродили бомжи с наркоманами. Да будет свет (в этом районе), даже если согласиться-примириться у нас не получится!
Накануне официального открытия этого памятника его осмотрели почетные гости. И дали короткое интервью журналистам. Если плохо знающий город полпред президента в ЮФО Дмитрий Козак заявил: «Здесь все меняется к лучшему», то наш земляк — управляющий делами администрации президента России Владимир Кожин был осторожнее. «Я ехал сейчас по улице Московской, — сказал он, — и ее не узнал – дома, вроде, те, да не те…». Если б он, бывший житель поселка Донского, выпускник 23-й школы, проехал по Комитетской, Просвещения, Кавказской, спуску Разина, то узнал бы их — обязательно! Если бы проехал…
Кстати, 12 сентября, когда высокие гости уже покинули Новочеркасск, 37-й канал ТВ сообщил, что теперь приведут в порядок окраины и отремонтируют школу №23 — ту самую, «кожинскую». Свои люди у президента нам ох как нужны!..

P.S. Любопытно, что при последней корректировке плана праздничных мероприятий, предназначенного для всеобщего обозрения горожан, из него вычеркнули ужин мэра с иностранными делегациями, его же обед с главами муниципальных образований и губернаторский фуршет для почетных гостей. Боялись, что выпить-закусить заглянут гости совсем не почетные? Да еще подсчитают, сколько денег на хлеб-соль вылетело?
P.P.S. Вредные и назойливые «частные лавочники» в очередной раз напоминают мэру А.П. Волкову, что действительный памятник истории и архитектуры, связанный с именем А.С. Пушкина, дом на ул. Пушкинской (раньше – Почтовой), 43, где в 1829 году останавливался поэт, продолжает ветшать и разваливаться. Сейчас он выглядит вот так – как на нашем снимке. У Пушкина, между прочим, куча потомков. А вдруг они в ту самую очередь туристов запишутся да как-нибудь в Новочеркасск нагрянут? В связи с этим мы предлагаем Анатолию Панфиловичу домик отремонтировать. Либо снести, на его месте разбив клумбу. Чтобы, как и бывшая Дворцовая площадь, он вызывал не грустные воспоминания, а только — приятные.