Сегодня:

Среди множества архитектурных памятников Новочеркасска есть один, который может претендовать на особую уникальность. За полтора века своего существования это здание давало кров царственным особам и детям-сиротам (сразу после революции), сияло великолепием внутреннего убранства и наводило тоску серостью “совучреждения”. Его некогда просторные помещения, разделённые фанерными перегородками и уставленными канцелярской мебелью, меньше всего в последние годы двадцатого века напоминали горожанам о том, что это настоящий дворец.
Aтаманский дворец был построен в 1863 году по проекту академика архитектуры И.О. Вальпреде. Здание имело вполне утилитарное назначение: здесь жили и работали войсковые атаманы, здесь останавливались императоры Российской империи во время их визитов на Дон (всего 11 раз). С 2001 года коллектив Музея истории донского казачества, реставраторы и строители ведут работы по воссозданию исторического облика дворца, по созданию его интерьера и экспозиции.
Как выяснилось, с момента установления советской власти на Дону, с 1920 года, здание не переживало серьёзного ремонта и реконструкции. К счастью для музейщиков, всё его переустройство ограничивалось сооружением легких перегородок, косметическим ремонтом, и окраской фасада к очередному празднику.
Для того, чтобы вернуть зданию его первозданный вид, потребовались большие усилия и немалые средства. Но перекрыть кровлю, заменить стропила, оштукатурить стены, заменить паркет — всё это, конечно, затратно, трудоёмко, но всё же намного проще, чем создать интерьер Атаманского дворца, вернуть в него дух навсегда ушедшей эпохи. Однако сотрудникам музея это удалось.
Сегодня невозможно узнать самый большой зал дворца — парадный. В недавнем прошлом, он, пустой и полутёмный, с затоптанным полом и непонятного цвета стенами, сияет сегодня новым, янтарного цвета паркетом, освещается великолепной люстрой и бра. Светильники, конечно, изготовлены сегодня, но по сохранившимся описаниям и фотографиям. Но не это самое ценное в парадном зале. Его главное достояние — галерея портретов донских атаманов. Основателем этого собрания полотен был Степан Ефремов, который первым заказал свой портрет. Его портрет и портрет Алексея Иловайского выполнен в редком стиле “донской парсуны”, который характерен лишь для Дона, Украины и Польши. В галерее портреты Василия Орлова, Андриана Денисова, Матвея Платова, Дмитрия Кутейникова, Максима Власова, Михаила Граббе, Александра Потапова, Михаила Черткова, Николая Святополк-Мирского, других войсковых атаманов. Все эти полотна хранились в фондах музея. Говоря о художественной ценности портретов, сотрудники музея оценивают её достаточно высоко. Атаманы заказывали свои портреты в столице у известных в то время мастеров академической живописи.
Соседнее помещение — “большая гостиная”, она выходит окнами в парк. Здесь живопись и вовсе “эрмитажная” — Западно-Европейская, 17 — 18 веков, итальянских, голландских мастеров. Эти полотна из коллекции атамана М.Н. Граббе. Здесь же — подлинная мебель, предметы интерьера. В “малой гостиной” — тоже старинная живопись на стенах, мебель и американская фисгармония. На ней табличка — “Магазинъ Петрова. Новочеркасскъ”.
Заведующая отделом “Атаманский дворец” Светлана Павловна Чибисова рассказала, что очень многие подлинные предметы интерьера для экспозиции дворца приобретены у новочеркасцев. Старинным вещам, свидетелям давно прошедшего времени, пережившим своих первых владельцев, было суждено уцелеть во время войн и революций. Теперь им уготована участь вечного существования в виде музейных экспонатов.
В бывшем зале заседаний городской Думы будет создан интерьер атаманской столовой. В симметричной ей части дворца — кабинет атамана. Его украшают портреты Российских императоров — Екатерина Вторая, Петр Третий, Павел Первый, его супруга Мария Фёдоровна. Украшением зала, безусловно, является огромный портрет Августейшего атамана всех казачьих войск, цесаревича Александра, будущего императора Александра Второго. С 1827 года все наследники Российского престола, по достижении совершеннолетия, получали титул Августейшего атамана, и в столице донского казачества, на Большом круге им вручался пернач — символ атаманской власти. Этот портрет был заказан придворному живописцу короля Пруссии Крюгеру Николаем Первым. Полотно помещалось в парадном зале здания Областных присутственных мест (ныне корпус военного училища связи). Для того, чтобы портрет мог занять место в экспозиции Атаманского дворца, над ним серьезно потрудились реставраторы, впрочем, как и над подавляющим большинством подлинных предметов экспозиции дворца.
Кроме парадного зала, гостиных, кабинета атамана, столовой, на втором этаже дворца находится комната, где будет создана мемориальная экспозиция, посвящённая Алексею Максимовичу Каледину — первому всенародно избранному войсковому атаману на возрожденном в 1917 году донском Круге.
В восточном крыле здания, пристроенном позднее, будет воссоздана домовая церковь, освящённая в 1869 году во имя преподобного Симеона Персиянина в честь чудесного спасения императора Александра II во время покушения на него Дмитрием Каракозовым
4 апреля 1866 года.
На первом этаже дворца разместится экспозиция, рассказывающая об истории этого сооружения и другая — об истории Войска Донского с 1863 по 1920 годы.
Сотрудники музея планируют вернуть первоначальный облик и усадьбе дворца, построить даже знаменитую атаманскую беседку на кургане. Но это в будущем. Создание комплекса “Атаманский дворец” ещё не завершено. Ремонт и реставрация самого здания — очень важный этап, но это лишь этап. До полного завершения работы музейщиков над этим уникальным проектом, над этим объектом, не имеющим аналогов на Юге России, ещё далеко, однако, уже сегодня, после реставрации фасада дворца, после устройства его декоративной подсветки, это старинное здание действительно выглядит как дворец. А его экспозиционное содержание — вполне под стать Эрмитажу. Дворец возрождается в результате объединения усилий федеральной власти, областной, и городской, оттого, наверное, и результат очень высокий.

Фото Николая Склярова
row['name']