Сегодня:

Важной характеристикой производственных предприятий в советское время была их способность выпускать товары на экспорт. Известно, что конкуренция на мировом рынке велика, и занять какую-либо нишу не просто. Сегодня, например, мы являемся свидетелями того, как в нашу страну неуправляемым потоком хлынули товары из-за рубежа. Причем не только товары ширпотреба. Налаженный экспорт не сырья, а произведенных изделий, передовых технологий – это авторитет страны, высокий научный и производственный потенциал, финансовое благополучие предприятия. Это наиболее выгодное вложение инвестиций государства внутри страны.
В прошлом наступил такой момент, когда наш гигант НЭВЗ стал изготавливать электровозы на экспорт. Причем произошло это примерно через 30 лет после того, как героическим трудом наших соотечественников в донской степи на голом месте были возведены корпуса нового промышленного предприятия.
Среди тех, кто внес существенный вклад в продвижение наших электровозов на зарубежные рынки, мы должны упомянуть незаурядного инженера, талантливого конструктора, умелого руководителя и дипломата Наума Абрамовича Сорина. Он прожил всего 50 лет, но успел сделать очень много. С его именем связаны серьезные успехи в создании электровозов для отечественных и зарубежных железных дорог.
Родился Наум Абрамович в 1927 году в г. Керчь Крымской области. Свою трудовую деятельность начал в 15 лет учеником электросварщика в эвакуации в Узбекистане. Затем он экстерном заканчивает политехникум связи Ташкента. И уже в 16 лет становится студентом химико-технологического института в г. Чирик. Через год переводится в Среднеазиатский политехнический институт в г. Ташкенте. В 1945 г. семья возвращается в г. Ростов, и Н.А. Сорин переводится в Новочеркасский политехнический институт, который оканчивает в 1948 году, получив специальность инженера-электрика. С этого момента его жизнь навсегда была связана с Новочеркасском.
По распределению он начал работать на НЭВЗе в бюро электрического монтажа отдела главного конструктора. Молодого специалиста отличала высокая эрудиция, настойчивость в достижении цели. За восемь с небольшим лет он прошел путь от инженера, старшего инженера, руководителя группы до начальника отдела подвижного состава Специального конструкторского бюро НЭВЗа. Наум Абрамович принимал активнейшее участие в разработке всех магистральных электровозов того времени. В конце 1959 года он назначается главным конструктором завода.
После слияния отдела главного конструктора завода с конструкторским отделом ВЭлНИИ Н.А. Сорин в феврале 1965 года назначается заместителем главного конструктора ВЭлНИИ, а с июня 1966 года главным конструктором этого НИИ.
Выполняя трудную и ответственную задачу выхода на международные рынки, ВЭлНИИ завершил в 1970 году подготовку контракта на поставку электровозов в Финляндию. Н.А. Сорина назначают на должность главного конструктора проектов экспортных электровозов, в которой он успешно работал до конца своей жизни.
Созданные под его руководством электровозы для Финляндии и Польши оказались надежными в эксплуатации, отличались простотой в обслуживании и ремонте, чем заслужили высочайшую оценку покупателей. Личный вклад Н.А. Сорина в решение поставленной задачи необычайно велик. Это был серьезный прорыв. От экспорта наших электровозов выгода была заводу, городу, области и стране.
Зная его добросовестность, порядочность и принципиальность, зарубежные заказчики доверяли ему самостоятельно принимать решения вопросов, связанных с совершенствованием схем и конструкции поставляемых электровозов.
Наум Абрамович часто выезжал за границу. В то время мало кто мог ездить за границу. Каждого человека тщательно проверяли на надежность органы госбезопасности. Трудно назвать европейскую страну, где он не был, но только по работе. Для него не существовало хобби.
Не было других интересов кроме работы. Если он приходил с работы домой, а жил он напротив завода, раньше девяти вечера, это было событием. Отпуск он проводил исключительно с семьей. В 1972 году ему, как передовику производства, было предоставлено право купить “Жигули” одного из первых выпусков. Однако он не более двух раз за год сел за руль в первый год владения машиной. Это был человек исключительно преданный своему делу. Все его многочисленные друзья были связаны с работой: и на работе, и на отдыхе они были вместе. Он умел быть преданным другом и надежным товарищем. Наум Абрамович ценил лишь высоких профессионалов, их ответственное отношение к делу. Все, кто работал с ним над выполнением важнейшей государственной задачи, и сегодня высоко отзываются о нем.
За успехи в работе он был награжден орденом “Знак Почета”, медалью “За доблестный труд” и медалями Выставки достижений народного хозяйства. Умер Наум Абрамович на рабочем месте во время переговоров с финской фирмой “Стремберг” в 1977 году.
Электровозы, созданные под руководством и при непосредственным участии Н.А. Сорина, успешно эксплуатируются как в России, так и за ее рубежами.
Он прививал любовь и уважение к делу своей жизни и сыну. Леонид Наумович Сорин сегодня является генеральным директором ВЭлНИИ.