На самом высоком здании овочеркасска, на
Четырнадцатиэтажке о пр. Баклановскому, установлена мемориальная доска.
Её текст гласит о том, что в этом доме жил Герой Советского Союза
Иван Ильич КУЗЬМИНЫХ.
Мы беседуем с дочерью Ивана Ильича, человеком очень известным в городе, директором городского Дома культуры О.И. Кузьминых.
— Ольга Ивановна, фамилия Кузьминых имеет явно сибирские корни, как ваши предки появились на Дону?
— Вы знаете, — говорит Ольга Ивановна, — один из моих дядей, он живёт в Москве, выяснил, что наш род был приближённым к известному роду Рюриковичей. И когда началось соперничество за Российский трон, победу одержали Романовы, а их противники, в том числе и наш далёкий предок Кузьма, были сосланы в Сибирь. Так и появился род Кузьминых. Во всяком случае, мой отец родился в Вятской губернии, теперь это Кировская область, в деревне Кулигино. Мой папа очень хотел учиться, мечтал об авиации. Тогда все грезили небом. Но вышло так, что он “срезался” на вступительных экзаменах в летную школу и пошёл служить в пограничные войска, попал на Дальний Восток, в район Халхин-Гола. Так случилось, что буквально сразу после того, как его отправили на учёбу в Тамбовское военное училище, вся застава погибла в результате известных боёв на Халхин-Голе. Моего отца как будто хранила судьба.
Известие о начале войны Иван Кузьминых встретил без удивления. Войну ждали. В боях он принял участие уже с июня 41 года. Получил ранение руки. Попал в госпиталь. Там разорванные сухожилия сшили неправильно, и правая рука перестала нормально двигаться. “Ничего, — утешал Ивана начальник госпиталя, — комиссуем тебя, в тылу тоже люди нужны”, “Комиссуете!? – негодовал Иван (ему тогда было 22 года) — я вам комиссую!..” Он настоял на повторной операции. Её провели на этот раз удачно, и, после непродолжительной реабилитации, Иван Ильич снова вернулся в строй.
В том же 41 году, в боях под Москвой он был ранен вторично. Пуля немецкого “Шмайсера” пробила легкое в паре сантиметров от сердца. Небольшая рана затянулась, а пуля, пробившая грудь и засевшая под лопаткой, вроде, пока не беспокоила. Впрочем, о том, что она осталась в теле, сначала даже не знали. Иван Кузьминых продолжает воевать, в звании капитана. В должности командира отдельного истребительного противотанкового батальона он участвует в форсировании Днепра, самоотверженно сражается, за что и получает звание Героя Советского Союза.
После этого И. Кузьминых предложили получить образование в Академии имени М.В. Фрунзе. Он согласился и выехал в Москву. Учился он успешно, и уже накануне завершения учёбы однажды вдруг почувствовал резкую боль под лопаткой. В результате интенсивных занятий физкультурой, автоматная пуля “проснулась” и стала двигаться в организме. То, что она несколько лет была в теле, выяснилось лишь после проведённого рентгеновского обследования в московском госпитале. Извлечь пулю, по мнению медиков, было просто невозможно. “Случай неоперабельный”, — разводили руками врачи. Ивану Ильичу предложили службу в тылу. На выбор – Пятигорск или Новочеркасск.
— Папа к тому времени был уже женат, — рассказывает Ольга Ивановна, они с мамой побывали в Пятигорске, здесь посмотрели на город и выбрали Новочеркасск. Город моим родителям очень понравился. Красивый, зелёный, какой-то радостный. Вначале мы жили на Спуске Герцена, а потом на улице Просвещения, там, кстати, и я родилась. Позже папе дали квартиру в доме на Гайдара, 7. Его соседями были ещё два героя Советского Союза – С.Е. Белый, и А.И. Кузнецов. Позже отец переехал в четырнадцатиэтажку – район тот же, но зато дом с лифтом.
Пуля продолжала беспокоить Ивана Ильича. Он был у разных специалистов в Москве, Ленинграде, Тбилиси, и никто не взял на себя смелость сделать операцию. Лишь хирург Новочеркасского легочно-хирургического санатория Яков Григорьевич Розинов рискнул и после большой подготовки операцию сделал. Пулю, которая больше двадцати лет мучила Ивана Ильича, извлёк.
— Отец показывал мне её, — вспоминает Ольга Ивановна, — большой, покрытый зелёным налётом кусок металла. Он отдал её в музей при военкомате. После этого отец ещё долго работал директором Центральных ремонтных мастерских Дондорстроя.
— Получается, что Иван Ильич, выбрав Новочеркасск для жительства после войны, сделал самый правильный выбор в своей жизни. Именно здесь его спасли. Здесь ему подарили ещё два десятилетия жизни, которые он прожил после операции?
— Да, это так, — соглашается Ольга Ивановна, — и я этот город очень люблю. Куда бы я ни попадала, где бы ни училась, всегда стремилась сюда, домой в Новочеркасск. Наверное, действительно, тот выбор, что был сделан родителями, оказался самым верным. Здесь я родилась, здесь мне всё и все знакомы. В детстве я любила бывать на площади Жертв Революции, сейчас она называется Троицкая, на площади Труда. Меня почему-то тянуло на эти места. Позже я узнала, что там стояли храмы.
Когда Ольга училась в Ростовской консерватории, в то время там изучали католическую хоровую музыку, православная была под запретом. Но именно православные песнопения очень нравились будущему хормейстеру.
— Я пыталась искать ноты и слова православных песнопений. Тогда это было очень трудно — вспоминает Ольга Ивановна, — и лишь после перестройки моя мечта осуществилась. Был создан ансамбль духовной музыки “Благовест”, мы получили возможность выступать и делиться этой красотой с людьми.
Сегодня её сокурсники достигли немалых успехов на профессиональном поприще, но
О.И. Кузьминых им ни сколько не завидует. Она посвятила себя самодеятельному творчеству, где люди занимаются искусством не за деньги, а потому, что просто иначе не могут жить, не представляют себя без этого. Ольга Ивановна — заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества, член Европейской ассоциации “Европа Кантат”. Со своим коллективом она побывала во многих европейских странах – Дании, Германии, Бельгии, Франции — но всегда стремилась в родной Новочеркасск.
— В своё время мне папа предлагал поехать за рубеж на работу, — говорит Ольга Ивановна, — но я сказала ему: «Буду жить и работать только в Новочеркасске». Мне предлагали и ассистентуру (аналог аспирантуры) в Ленинградской консерватории, я тоже отказалась.
— И ни разу не пожалели об этом?
— Ни разу, — отвечает моя собеседница.
Её сын, Илья, с отличием окончив ЮРГТУ, получив специальность юриста, тоже мог уехать в Ростов на перспективную должность. Но и он от этой возможности отказался и работает сейчас в должности дознавателя во втором отделе управления внутренних дел. Он тоже влюблен в Новочеркасск, как и его мама – Ольга Ивановна, как и его дед — Герой Советского Союза Иван Ильич Кузьминых.
— Знаете, наверное, не зря говорят: где родился, там и пригодился, — улыбается Ольга Ивановна.