Сегодня:

СОЗДАТЕЛЬ СУДОВ НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ

Профессор Владимир Израйлевич ЛЕВКОВ

Если открыть зарубежные энциклопедические словари и справочники, то в них в один голос сообщается, что судно на воздушной подушке создал английский исследователь Крийофер Кокорелл; что в 1954 году он приступил к своим исследованиям (в 1959-м он пересек на нем Ла-Манш). Между тем, 1954-й – это год кончины нашего отечественного инженера Владимира Левкова, действительно впервые создавшего и испытавшего судно на воздушной подушке. А приступил он к исследованиям модели такого судна еще в 1932 году, являясь директором Новочеркасского авиационного института (выделившегося из Донского политехнического).
Владимир Левков получил высшее образование в Новочеркасске: в июле 1920 года он стал студентом механического факультета ДПИ и успешно окончил его в 1924-м. Был оставлен работать на кафедре гидравлики. Первоначально занимался изучением действия гидравлических винтовых двигателей. В 1929 году по инициативе Владимира Израйлевича в ДПИ был создан авиационный факультет, преобразованный в следующем 1930-м в самостоятельный авиационный институт. В стенах Новочеркасского вуза профессором Левковым впервые в мире были осуществлены опыты по искусственному парению различных предметов в воздухе. Летом 1932 года в Ораниенбауме под Ленинградом были проведены первые испытания парящего над водой катера. Их провел выезжавший туда из Новочеркасска профессор Левков. Испытания оказались успешными.
Первая модель летающего катера имела удлиненную каплевидную форму. Вскоре модель была изменена и стала походить на длинную перевернутую коробку со срезанными под углом сторонами. Созданный учеными первый парящий над водой катер получил название “Л-1” (то есть – “Левков-1”). После нескольких этапов совершенствования был создан катер “Л-5”, наиболее удачно воплотивший идеи его творца. В 1935 году Владимир Израйлевич перебрался в Москву, где продолжил исследования, начатые в Новочеркасске.
В послевоенные годы на Сормовском судостроительном заводе были созданы пассажирские суда на подводных крыльях – знакомые всем “Метеоры” и “Кометы”, открыт музей имени В.И. Левкова. Его экспонаты красноречиво свидетельствуют, что родина судов на воздушной подушке – Новочеркасск.
Андрей Данцев

АСТРОНОМ С МИРОВЫМ ИМЕНЕМ

Академик
Василий Григорьевич ФЕСЕНКОВ

Еще будучи учеником Новочеркасского реального училища Василий Фесенков начал вести первые астрономические наблюдения: пятнадцатилетний астроном, изготовив с помощью своего отца телескоп, приступил в 1904 году к методичным исследованиям звездного неба. Телескоп был установлен на крыше сарая во дворе дома Фесенковых по Ямскому переулку в Новочеркасске. Ко времени окончания реального училища интерес к звездному небу перестал быть для Василия Фесенкова азартным увлечением: юноша начал воспринимать его как основное дело своей жизни. Василий поступил на физико-математический факультет Харьковского университета, где работали крупные специалисты-астрономы. Ему было разрешено заниматься исследованиями в университетской обсерватории, использовать сложную аппаратуру, в том числе и основной рефрактор. Вскоре за свои исследования он получил золотую медаль Астрономического общества. После окончания университета молодой астроном был послан для продолжения исследований в парижскую Сорбонну, где в 1914 году защитил докторскую диссертацию.
Возвратившись в Россию, Фесенков занимался преподавательской деятельностью в Харьковском университете, а затем летом 1920 года возвратился в Новочеркасск. Здесь он был одновременно избран заведующим двумя кафедрами – теоретической механики в политехническом институте и астрономии в Донском педагогическом. Василий Григорьевич вместе с группой новочеркасских ученых и студентов занимался изучением физики планет, исследовал межпланетное пространство, вел зондирование высоких слоев атмосферы.
В мае 1923 года Фесенков был назначен директором Государственного астрофизического института в Подмосковье. В 1927 году он был избран членом-корреспондентом, а в 1935 году – действительным членом (академиком) Академии наук СССР. Василий Григорьевич – один из основоположников отечественной астрофизики, пионер в области фотометрического изучения зодиакального света, основатель ряда крупных астрономических учреждений страны.
Когда в марте 1972 года академик Фесенков скончался, в некрологе он был назван “крупнейшим астрономом нашего времени”. В Новочеркасске на здании бывшего реального училища (ныне средняя школа № 1) в память о Василии Григорьевиче установлена мемориальная доска, сообщающая, что там с 1900 по 1907 год учился будущий академик.

ПИОНЕР НОВОЧЕРКАССКОЙ ПЕЧАТИ

Журналист и историк
Алексей Алексеевич КАРАСЕВ

С конца 1830-х годов в Новочеркасске выходила одна единственная газета – официальные “Донские войсковые ведомости”. И только спустя более двух с половиной десятилетий в казачьей столице начала выходить (с 1866 года) первая частная газета “Донской вестник”. Ее редактором стал А.А. Карасев. В те годы добиться издания частной газеты было весьма нелегко, но Алексей Алексеевич вместе со своими единомышленниками сумел убедить войскового атамана А.Л. Потапова в целесообразности такого шага. Многое, сделанное “Донским вестником”, можно отнести к разряду первопроходчества. Как считают историки журналистики, в этой газете, к примеру, впервые в России была поднята проблема положения русской провинциальной печати и ее взаимодействия со столичной прессой. В “Донском вестнике” впервые в истории Новочеркасска стали высказываться суждения, отличавшиеся от официальной точки зрения. Карасев, рассматривая газету как “общественное дело”, определил одним из главных векторов ее позиции обличительное направление, что привело к закрытию “Донского вестника” в 1869 году.
С 1873 по 1879 год Алексей Алексеевич издавал “Донскую газету” (первоначально через подставное лицо). Основной девиз газеты – “борьба со злом”. Она являлась одним из самых крупных провинциальных изданий областного типа в России того времени. На ее страницах было опубликовано большое число исторических статей, передовиц, бытовых очерков, фельетонов, театральных рецензий, написанных Алексеем Алексеевичем.
До настоящего времени сохранили свою значимость историко-краеведческие сочинения Карасева. Его документальные исторические труды талантливо освещают широкую панораму событий прошлого на Дону и в Новочеркасске.
Алексей Алексеевич за десятилетия своей журналистской деятельности сотрудничал с большим числом газет и журналов. Среди них: газеты – “Донские областные ведомости”, “Донская речь”, “Приазовский край”, “Таганрогский вестник”, “Петербургские ведомости”, столичные “Новое время”, “Неделя”, “Новости”, журналы – “Дон”, “Русская старина”, “Исторический вестник”, “Русский архив”, “Русское обозрение”.

ПЕРВЫЙ ЗАВЕДУЮЩИЙ ДОНСКИМ МУЗЕЕМ

Краевед Харитон Иванович ПОПОВ

В 1886-1887 годах в Новочеркасске была создана комиссия по устройству Донского музея. Одним из наиболее деятельных ее членов был уже известный в то время краевед Х.И. Попов. Состоя на службе в войсковой канцелярии, Харитон Иванович с разрешения наказного атамана приступил к собиранию предметов старины донского края, составивших костяк будущего музея.
В одном из последних номеров газеты “Донские областные ведомости” (за февраль 1899 года) внимание новочеркасцев привлекло сообщение о том, что войсковой атаман назначил заведующим Донским музеем отставного статского советника Х.И. Попова. А 22 ноября того же года был открыт и сам музей в специально построенном для него здании на углу Платовского проспекта и Атаманской улицы. На церемонии открытия Харитон Иванович сделал доклад о длительном и тернистом пути его создания.
Попова справедливо называют редкостным донским самородком, ведь он получил только домашнее образование, но сумел стать выдающимся ученым-исследователем старины и видным представителем музейного дела.

НАДЕЛЕННЫЙ МОНАРШИМ ДОВЕРИЕМ

Генерал от артиллерии
Алексей Петрович КОРОЧЕНЦЕВ

9 января 1904 года в Новочеркасске скончался 72-летний генерал А.П. Короченцев. Газеты писали о нем как об одном из самых уважаемых жителей города. Говорилось о том, что донское дворянство за три года до этого единогласно предложило его во всех округах области кандидатом на должность своего областного предводителя. Вспоминали о том, что он был видным деятелем Офицерского собрания, располагавшегося в Новочеркасске на углу Московской и Комитетской улиц (в здании нынешней библиотеки имени А.С. Пушкина). Сообщалось, что в 1898 году ему, как человеку исключительной честности, было высочайше доверено провести проверку денежной отчетности во всех округах области. В ходе этой проверки генерал Короченцев получил еще одно монаршее повеление – произвести поверку мобилизационной готовности льготных казаков Войска Донского. Осуществляя ее, Алексей Петрович в ноябре – декабре 1898 года осмотрел 18125 казаков и 13833 лошади с соответствующим числом обмундирования, снаряжения и конской экипировки. О генерале писали как о человеке, наделенном особым расположением царской семьи.
Этим доверием он пользовался на протяжении полувека. Короченцев воспитывался в Петербурге, в Павловском кадетском корпусе. Во время пребывания в корпусе он неоднократно назначался ординарцем к императору Николаю I. В 1860-х годах Алексей Петрович был назначен командиром казачьей батареи, предназначенной для охраны Зимнего дворца в Петербурге.
Летом 1872 года Алексей Петрович вместе со своей батареей был вызван в Новочеркасск для участия в высочайших смотрах, устраивавшихся здесь по распоряжению Александра II. 14 августа по окончании смотра император подозвал Короченцева и сказал ему: “За отличное состояние гвардейской казачьей батареи назначаю ее шефом наследника цесаревича, а тебя назначаю флигель-адъютантом”. Около десятилетия спустя в день убийства Александра II в Петербурге генерал Короченцев перевез смертельно раненого императора с места покушения во дворец, а затем с тремя офицерами перенес его на руках из экипажа в кабинет. Генерал из Новочеркасска оказался в числе тех немногих придворных, которые были рядом с Александром II в последние минуты его жизни. За оказанную помощь он получил от нового императора Александра III серебряную медаль. На церемонии коронации Александра III Алексей Петрович в числе других ближайших лиц свиты нес царский балдахин. Алексей Короченцев вошел в историю как генерал, облеченный особым монаршим доверием.

ЛЮБИМЕЦ ТРЕХ ИМПЕРАТОРОВ

Генерал-лейтенант
Иван Ефремович Ефремов

В октябре 1796 г. донской казак Иван Ефремов был послан с поручением в окрестности Гатчины, где стоял его полк. Ему пришлось скакать мимо Гатчинского дворца: там в это время находился великий князь Павел Петрович (взошедший вскоре на российский престол под именем императора Павла I). Когда казак поравнялся с дворцом, оттуда с лаем выскочил разъяренный пес, стал преследовать казака, вцепился ефремовскому коню в хвост. Ефремов выхватил пистолет и застрелил четвероногого обидчика. Казака доставили к Павлу Петровичу: оказалось, что Ефремов убил любимого пса наследника престола. Казак сознался в содеянном и, не растерявшись, начал расхваливать красоту своего выстрела. Его поддержали приближенные наследника. Павел Петрович, сменив гнев на милость, тут же произвел молодого казака в эскадронные вахмистры.
Во время своей коронации Павел I особо выделил эскадрон, которым командовал его новый любимец. Так с курьеза началось восхождение по ступеням служебной карьеры выдающегося донского военачальника. Исключительным расположением пользовался Иван Ефремов и у следующего российского императора – Александра I. Для этого были веские основания. Во время знаменитого Лейпцигского сражения 4 октября 1813 года французские кирасиры прорвались к холму, на котором находился Александр I со свитой. Тогда полковник Ефремов молниеносно повел лейб-казаков в атаку и сумел отбросить неприятелей. За эту атаку он был награжден Георгиевским крестом III степени.
Уже после кончины И.Е. Ефремова, дослужившегося до звания генерал-лейтенанта, в Новочеркасск в августе 1872 года прибыл император Александр II. На торжественном обеде в Атаманском дворце император сказал много теплых слов о генерале Ефремове, назвав его своим первым полковым командиром: под началом генерала наследник престола состоял в лейб-казачьем полку в 1827 году.
Останки генерала Ефремова были торжественно перенесены в октябре 1911 года в усыпальницу Вознесенского войскового собора в Новочеркасске