Сегодня:

Возвращения 3-й школы в старое здание ее ученики, учителя, родители ребят и мы, бывшие выпускники, ждали долгие семь лет, сомневались, боролись, лелеяли надежду, и этот день, наконец, настал. 1 сентября перед школой, прямо на проезжей части проспекта Ермака, состоялась торжественная линейка, а затем ребята, составляющие 15 классов, вошли в обновленные стены своего школьного здания, чтобы более никогда не блукать по чужим учебным углам.
Так о чем же тогда разговор? Надо жить и радоваться. Безусловно. Однако хочется сказать несколько слов по окончании первой в этом учебном году школьной линейки. Звучали на ней разные речи, и, к сожалению, далеко не такие справедливые и сердечные, как хотелось бы. Не вспомнила нынешняя директриса Т. Романенко в своем обращении к собравшимся гостям бывших выпускников знаменитой «третьей», словно их никогда и не бывало, а школа начата только сегодня, что называется, с чистого листа. Зато с каким восторгом новый директор заявила, что наша школа, как Феникс, возродилась из пепла. Сравнение-то красиво, суть неверна. Не с чего было 3-й школе возрождаться, потому что все эти годы она и не умирала, а жила, работала в труднейших условиях бездомного существования, ответственно занимаясь непосредственным своим делом – обучением и воспитанием нового поколения новочеркасцев.
Дух неуемной «третьей» жил в ее учениках и учителях. Это они верили, надеялись и делали все для того, чтобы школа устояла несмотря ни на какие происки чиновников от образования, чтобы не была расформирована, не слилась со школой № 17, как этого кое-кому очень хотелось. Именно они, педагоги-подвижники «третьей», стойкие и непреклонные в своих убеждениях, не шедшие на компромиссы и не боявшиеся прессинга, удержали школу на плаву, не уронив планку успешного учебного процесса, не растеряв по чужим общеобразовательным учреждениям основной костяк своих учащихся. Благодаря им сегодня «3-я» вернулась в свой старый дом – светлый и почти неузнаваемый.
Но радость возвращения перемежается с грустью расставания, потому что часть учителей уходит отсюда навсегда. Не скажет больше ученикам «Гутен таг» учительница немецкого языка Инна Михайловна Лебская. Не откроет двери кабинета иностранных языков «англичанка» Вера Владимировна Кульгавюк, в эту весну простившаяся со своими одиннадцатиклассниками. И не займет более директорское кресло историк Зинаида Владимировна Михайлева. А уж она-то знает немало историй, как удалось отстоять родную «третью» от нападок недоброжелателей.
Им на смену пришли новые педагоги – где-то более лояльные и гибкие, как того требует время и место. Сегодня востребованы они. И потому на линейке с придыханием звучали славословия в адрес «нашего мэра, который стоял у истоков возрождения и внес вклад в городское образование» (да, три закрытых и проданных книжных магазина чего стоят!), а также призыв, «замерев на минуту, прочувствовать роль именно этого гражданина». После чего руководимые почтительными старшими более десятка школьниц кинулись засыпать «дорогого мэра» букетами в благодарность за свое «счастливое детство».
Градоначальник же вместо того чтобы скромно переадресовать цветы тем, кому они, собственно, и были предназначены – учителям, жадно собрал и эту небольшую жатву показной любви к своей персоне. Объявленная скороговоркой после выступления А.П. Волкова минута молчания в память жертв Беслана показалась краткой минутой молчания в честь градоправителя. Грустно, господа, чтобы не сказать – мерзко.
Конечно, ситуацию вновь выправили обаятельные первоклашки. Только два первых класса «А» и «Б» пополнили ученический коллектив. А когда-то их было не менее четырех. Нарядные ребятишки с букетами ярких осенних цветов пообещали «не лениться, только хорошо учиться». Их поздравил костюмированный Буратино с «золотым» ключиком, длинным носом – «морковкой» и «Азбукой» под мышкой. Правда, шапка у книжного персонажа была почему-то трехцветная – красно-сине-желтая, словно слепок с казачьего триколора. Но это, думается, наивная дань прошлому и будущему казачьей гимназии, в каковую вскоре должна превратиться средняя школа № 3. Флаги Войска Донского, его старинный гимн и правила поведения юных казачат уже заняли свои места в фойе школы под портретом атамана М.И. Платова, чье имя она носит.
Не прозвучала гордая мелодия песни «Всколыхнулся, взволновался православный Тихий Дон». Но российский гимн придал праздничной атмосфере вступления 3-й школы в свои пенаты должной торжественности, а прекрасные песни и вальсы советских композиторов на школьные темы увлажнили глаза собравшихся взрослых и тронули их сердца. Да и кого оставит равнодушным вот эта давняя, такая вроде непритязательная песенка:
«Давно, друзья веселые, простились мы со школою,
Но каждый год мы в свой приходим класс.
В саду березки с кленами встречают нас поклонами
И школьный вальс опять звучит для нас».
1 сентября, в день рождения нового учебного года, он прозвучал для наших детей.
Я поинтересовалась у старой своей учительницы – каково ее впечатление от дизайна «новой» «третьей». «Ах, все чужое», — грустно улыбнулась она. А бойкая десятиклассница, успевшая до ремонта поучиться здесь, критически заявила: «Все такое белое. Тут стало как в больнице».
Действительно, белизны много: пластик рам, подоконников, входной двери (что вполне нелепо для школьного здания), жалюзи, потолки… Ну что же, этим ребятам теперь предстоит постигать науки именно среди подобной больничной белизны, привыкать к такой 3-й школе и учиться любить ее заново. Главное, что школа вернулась к тем, кто так в ней нуждался.