Сегодня:

26 августа городская Дума г. Новочеркасска своим решением № 35 утвердила Положение «О флаге города Новочеркасска» и прилагаемый к нему эскиз этого флага, а решением № 36 она утвердила еще один символ нашего города – гимн со словами М. Болотовой на музыку И. Левина.

О ФЛАГЕ
Нами уже сообщалось, что навязываемый нашему городу образец флага – скороспелый плод фантазии всего одного человека. А именно: заместителя главы городской администрации А.Д. Вальтера. Его неосведомленность в области донской символики привела к тому, что на предложенном им образце флага Новочеркасска были механически соединены вещи несовместимые: на флаг донского вольного казачества, провозгласившего на Круге спасения Дона в мае 1918 года создание независимого от России национально-территориального образования (республики) «Всевеликое войско Донское», он, не мудрствуя лукаво, наложил символ самодержавной Российской империи – черного двуглавого орла. Хотя вторым символом донского вольного казачества в бытность на Дону демократической республики «Всевеликое войско Донское» был возвращенный из небытия допетровский герб донского казачества: «Елень (олень) пронзен стрелой». Иначе, как надругательством над флагом ВВД, подобные новации и не назовешь.
Тем не менее утвержденное городской Думой Положение «О флаге города Новочеркасска», подписанное А.П. Волковым, заверяет, что навязываемый городскому сообществу образец флага якобы «соответствует установившимся традициям и составлен по правилам геральдики». Описание флага города утверждает, что флаг состоит из трех равновеликих полей якобы «повторяющих цвета герба города». Но герб города имеет также поля золотистого и серебристого цветов, которых нет на флаге; флаг же имеет, помимо синего и красного, еще и желтое поле, которого нет на гербе. О желтом цвете поля в описании флага города говорится следующее: «Желтый – это цвет степи, соответствует ландшафту основной территории Войска Донского». Ой ли? Ведь в описании перед этим говорилось: «Прямоугольные поля располагаются сверху вниз в следующем порядке: синее, желтое и красное, соответствуя цветам флага Всевеликого Войска Донского».
На флаге же Всевеликого войска Донского синее, желтое и красное поля означают «национальные цвета издревле живущих на Донской земле трех народностей: донских казаков, калмыков и русских крестьян». Так говорится в статье 46 главы IX «О войсковом гербе, флаге и национальном гимне» сборника Законов Всевеликого войска Донского. Стало быть, желтый цвет – это отнюдь не вымышленный авторами описания «цвет степи», а национальный цвет калмыков, которые если и имеются в Новочеркасске, то в ничтожном количестве.
«В пределах высоты желтой полосы изображен до половины вылетающий черный двуглавый орел», — говорится в описании флага. И это называется «составлен по правилам геральдики»? По правилам геральдики такой орел называется не «до половины вылетающий», а «возвышающийся». И еще: двуглавый орел символизирует не «Силу, Свободу и Могущество», как сказано в описании, а власть. По правилам геральдики.
Статус флага города предписывает размещать его в День города «на фасаде зданий, предприятий, учреждений и организаций, а также жилых домов». В этих же местах одновременно с ним могут размещаться флаги Ростовской области и сразу двух Всевеликих войск Донских – общественного и реестрового. Все эти флаги сходны между собой и легко могут быть спутаны. Нельзя допускать существование флага, большей своей частью совпадающего с другими до степени их смешения.
О ГИМНЕ
В качестве гимна Новочеркасска депутатам городской Думы были представлены лишь 3 стихотворных текста, автором двух из которых было одно и то же лицо. И это называется «были привлечены лучшие творческие силы города и области»? В таком случае, жидковато что-то в Новочеркасске с творческими силами! Да и в области – тоже.
Выбранное большинством депутатов произведение, как песня о Новочеркасске, несомненно, имеет право на существование. Но можно ли назвать эту песню гимном? Вопрос этот отнюдь не риторический.
В гимне много фраз, которые можно привязать к любому из городов, а не только к Новочеркасску. И то, что город – «самый лучший на свете», и то, что он – «Родина наша и наша любовь». Немало здесь и преувеличений: «великий град», «столица», «в легендах, поэмах и песнях воспета».
Поверхностное знание истории казачества сквозит из дважды повторяемой строки «Казачьей вольницы столица» (казачья вольница была ликвидирована за столетие до закладки Новочеркасска). А вот строка «Заложен был Платовым град казаков» полностью соответствует истине: именно закладка отдельных зданий и сооружений была прерогативой донского атамана, а основание города в целом в то время было прерогативой лишь императора Всероссийского.
Однако в таких серьезных произведениях, как гимн, следовало бы все же избегать употребления многозначных слов, допускающих различную их трактовку. Ведь слово «заложить» означает не только «начать постройку чего-либо», но и «отдать что-либо в залог». Неоднозначно могут трактоваться также следующие строки гимна: «Господь Всемогущий тебя охраняет / И память столетних твоих мостовых». Из нечетко сформулированной фразы нельзя понять, один ли Господь занимается охраной города, или ему помогает в этом еще и «память мостовых». Однако задача Господа все же не охранять, а «хранить», то есть сохранять. Например: «Донской казачий полк, / Храни тебя Господь!».
Имеется в утвержденном городской Думой Новочеркасска гимне и ряд других недочетов, которые допустили при работе над ним «лучшие творческие силы города и области». Но станет ли теперь кто-то заниматься их устранением? Вот в чем вопрос. Ведь большинство современных чиновников руководствуется принципом чиновников еще периода основания Новочеркасска: «Обычай мой такой: подписано – и с плеч долой!».
row['name']