Сегодня:
Уважаемая редакция!

Я, Афонин Владимир Валентинович, — неработающий пенсионер. Ранее никогда в СМИ не обращался. Столкнулся с фактами негативной деятельности Новочеркасского филиала ООО «Донэнергосбыт» в отношении покупателей электроэнергии как физических, так и юридических, не отреагировать на которые не смог.
Опыта борьбы с произволом монополиста у меня нет, да и никакую организацию в настоящем не представляю.
Тратить себя на тяжбу с монополистом не хочу и не буду – бессмысленно. Думаю, это больше с руки крупным организациям и обществам.
Кажется мне, что если ваша газета высветит вопрос, то заинтересованные стороны обязательно выскажутся на ее страницах, в их числе и Новочеркасский филиал ООО «Донэнергосбыт».
Во многих видах торговли: и в магазинах, и на базарах много покупателей и много продавцов. Есть конкуренция. Если один продавец выставляет неприемлемые условия, покупатель идет к тому, чьи условия его удовлетворяют. В продаже электроэнергии такой конкуренции нет.
На территории управления Новочеркасской электросетью (НГЭС) одним из его подразделений был отдел сбыта. И вся его деятельность, включая выставление условий покупателям электроэнергии, регулировалась в соответствии с существующей нормативной технической документацией (НТД), т.е. «Правилами устройства электроустановок», «Правилами технической эксплуатации эл. установок», «Правилами пользования электроэнергией» и т.д. Соблюдай правила, и по основным вопросам у продавца и покупателя по выставляемым условиям купли-продажи эл. энергии непонимания не будет.
И «гласность», и «прозрачность» в этих отношениях соблюдались.
Для решения частных вопросов далеко ходить не надо было. Здесь же, на территории НГЭС, кабинеты и главного инженера, и директора, в чьем подчинении находился отдел сбыта. Теперь этот отдел стал Новочеркасским филиалом ООО «Донэнергосбыт». Статус бывшего отдела изменился, он стал организацией внутри другой организации, теперь уже ООО «Донэнергосбыт». Соответственно, подчиненность должна была измениться. В связи с этим у потребителей возникло много вопросов:
— По каким вопросам своей деятельности он остался в подчинении гл. инженера и директора НГЭС, а какие перешли в ООО «Донэнергосбыт»?
— Куда обращаться покупателю эл. энергии при несогласии с условиями, выставляемыми Новочеркасским филиалом ООО «Донэнергосбыт»?
— Ехать в Ростов, когда раньше все решалось в пределах г. Новочеркасска?
— Следует ли отсюда, что монополист, в нашем случае ООО «Донэнергосбыт», через свой филиал ущемляет права всех покупателей электроэнергии, ставя дополнительные препятствия в решении вопросов, возникающих в процессе купли-продажи электроэнергии?
Возникает и вопрос, насколько юридически правильно создание внутри монополиста-коммерсанта таких дополнительных коммерческих структур?
Внутри «Донэнерго» — ООО «Донэнергосбыт». Внутри ООО «Донэнергосбыта» — его коммерческие филиалы?
Следует ли из этого, что головной коммерсант, осуществляя планирование прибыли в своих, естественно, интересах, спускает контрольные цифры своим филиалам. Те же, в свою очередь, тоже хотят получить прибыль, и поболее «головных» контрольных цифр – и это уже для себя.
Как же в этой ситуации будут обстоять дела с «гласностью» и «прозрачностью»?
Так насколько же юридически правильно создание внутри монополиста-коммерсанта дополнительных, подчиненных ему коммерческих структур? Насколько государственна такая коммерческая «многоэтажка», насколько «прозрачна»?
Ранее перечислена основанная НТД, при соблюдении которой у покупателя и продавца не возникало взаимного непонимания при купле-продаже электроэнергии. Но что делать покупателю электроэнергии, если продавец не соблюдает эти правила?
Так, в единых для всей Российской Федерации, обязательных для всех, правилах не отдается предпочтения какому-либо одному типу электросчетчиков. По этим правилам индукционный и электронный счетчики равноценны. Новочеркасский филиал ООО «Донэнергосбыт» (нач. Иванков С.Ю., зам. нач. Уржумов Д.В.) заставляет покупателей устанавливать только электронные счетчики. ИТТ делает это очень просто:
— Для строящихся объектов под его нажимом ПТО НГЭС вынуждено предписывать в техусловиях установку только электронных счетчиков.
— Для объектов, находящихся в эксплуатации, грозят неперезаключением договора на электроснабжение с последующим отключением электроэнергии (договора-то нет), если индукционный счетчик не будет заменен электронным.
Наша промышленность выпускает, руководствуясь НТД, как электронные, так и индукционные электросчетчики. А Иванков С.Ю. с Уржумовым Д.В., да, видимо, и не только они, решили:
— лишить нашу промышленность покупателей на индукционные счетчики, естественно, в убыток ей, промышленности; а заодно и торговые точки, взявшие на продажу этот тип электросчетчиков;
— заставить покупателей электроэнергии приобретать электронные счетчики, во много раз большей стоимости, чем индукционные, и во столько же раз менее надежные в эксплуатации.
Индукционный тип счетчика находится в эксплуатации и совершенствуется в течение многих десятилетий, электронные же, по сравнению с ним, — дитя в колыбели.
Таким образом, по г. Новочеркасску филиал ООО «Донэнергосбыт», преследуя какие-то свои интересы, нарушая обязательную по Российской Федерации техническую документацию, ту, которой руководствуются заводы-изготовители, выбрасывает часть продукции этих заводов на свалку, тем самым вводя заводы в убыток, а покупателей электроэнергии в дополнительные затраты, и немалые.
А что будет стоить покупателям электроэнергии очередная задумка представителей ООО «Донэнергосбыт» в г. Новочеркасске о замене, за счет потребителя электроэнергии, даже уже установленных под его давлением электронных счетчиков на другие электронные со специальным блоком передачи информации по параметрам электроэнергии от каждого покупателя? Такой электросчетчик со спецблоком будет стоить покупателю электроэнергии раз в двадцать дороже индукционного.
А платежеспособность населения и организаций способна ли выдержать задумки экспериментаторов от ООО «Донэнергосбыт» — Иванкова С.Ю. с Уржумовым Д.В.?
Вот еще пример «рационализаторской» деятельности ООО «Донэнергосбыт» в г. Новочеркасске.
ПТО НГЭС вынудили, в разрез с обязательными для всех в Российской Федерации НТД, предписывать в технических условиях обязательную всем покупателям электроэнергии установку электросчетчика снаружи электроустановки, т.е. на стенах зданий и сооружений, выходящих на пешеходную и проезжую части улиц.
А это для покупателя электроэнергии дополнительные расходы по обеспечению сохранности от механических повреждений и атмосферных воздействий. Но если от атмосферных воздействий можно упрятать электросчетчик в ящик специсполнения, то от воздействия посторонних лиц, от возможности преднамеренного повреждения, диверсии – не спрячешь.
В любом договоре на электроснабжение электросчетчик, как элемент электроустановки потребителя, обслуживается самим потребителем, который должен обеспечить его сохранность, безопасность и надежную эксплуатацию.
Так что же, покупатель электроэнергии должен еще за свои деньги обеспечить и охрану вынесенного на пешеходную и проезжую части улиц электросчетчика?
Почему столь дорогие эксперименты Новочеркасского филиала ООО «Донэнергосбыт» должны оплачивать своими убытками заводы-изготовители индукционных счетчиков; торговые точки, взявшие на реализацию этот тип электросчетчиков, и покупатели электроэнергии из своих карманов? Почему Иванков С.Ю. и Уржумов Д.В. считают, что вправе, по своему усмотрению, корректировать нормативную базу Российской Федерации? Не потому ли, что они представители монополиста?
А как же с соблюдением антимонопольного законодательства, как с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861? Как быть с декларируемыми «гласностью» и «прозрачностью?
Написанное очень просто проверить, если просмотреть остающиеся в ПТО НГЭС экземпляры технических условий на электроснабжение различных объектов.

От редакции. Письмо нашего читателя показалось нам серьезно аргументированным, к тому же поднимающим проблему, волнующую и многих других горожан, о чем свидетельствуют звонки в газету. Учитывая, что изложение письма носит абсолютно деловой характер, мы сочли возможным опубликовать его полностью в надежде, что оно найдет отклик у всех заинтересованных сторон. У упоминаемой в статье организации ООО «Донэнергосбыт» наверняка возникнет желание объяснить ситуацию со своей точки зрения. Мы это только приветствуем и готовы к продолжению разговора. Этого же, судя по всему, ждет и автор письма.