В «ЧЛ» № 23 от 15 июня 2005 г. мы писали о том, что семеро (а теперь уже восемь) взрослых членов общественной организации детей-инвалидов-диабетиков «НИКА» обратились в суд в интересах своих детей. В связи с необеспечением ребенка лекарственными препаратами и всем необходимым, что положено диабетикам бесплатно, каждая мама требовала обязать ответчиков (Администрацию Новочеркасска и Управление здравоохранения) выполнить все-таки свои обязанности и требования закона и взыскать с них за свои нравственные страдания компенсацию морального вреда.
Все восемь заявлений были назначены к рассмотрению у судьи Л.П. Клочковой 12 июля в 10.00.
В означенное время судьи Л.П. Клочковой на месте не оказалось – ушла в отпуск. Дела диабетчиков расписали ее коллегам. Заместителю руководителя «НИКИ» П.П. Колпаку, представляющему по доверенности интересы всех восьмерых истцов, предстоял 12 июля напряженный график: 10.00 – заседание у судьи Н.В. Варламовой, 11.00 – у Н.В. Александровой, 11.30 – у Н.В. Александровой, 14.30 – у И.Ф. Пищейко, 15.00 – у Д.А. Владимирова, 15.30 – у Д.А. Владимирова, в 16.00 – у Н.В. Александровой и И.Ф. Пищейко одновременно.
Не будем вдаваться в подробности: можно ли рассмотреть дело за 30 минут, как планировали составители «графика». По нашему мнению, за это время можно только определиться с его переносом на другой день. Изначально можно было предположить, что рассудить детей-диабетиков с чиновниками в означенный день никто и не собирался: куда спешить? – время отпусков.
10.00 – секретарь судьи Н.В. Варламовой говорит нам в коридоре, что слушать заявление «НИКИ» они не будут, т.к. продолжают слушать другое дело.
10.15 – секретарь судьи Н.В. Александровой сообщает нам, что у них на это время другой судебный процесс и вообще само дело к ним еще не поступало.
П.П. Колпак отправляется к зам. председателя суда И.Б. Черновой: как же так – в канцелярии утверждают, что дело судье передано, но с первого на второй этаж не дошло? После звонков и хождений документы «доходят». В 10.30 секретарь Н.В. Александровой И.В. Аламахина говорит: «Мы вас, наверное, послушаем, у нас другое дело отменилось».
10.00-11.15. Стоим с П.П. Колпаком, ждем. Появляется судья Н.В. Александрова – совсем не в мантии, с пакетом и кошельком – и уходит, надо понимать в магазин. На наш вопрос: «Слушать будем?» секретарь удивляется: «Так никого ж нету?», имея в виду, видимо, ответчиков. Выясняем: а почему нет? Секретарь: наверное, не уведомлены. Смотрим бумаги в деле. Реестр отправления повесток есть. Есть и «сопроводиловка»: настоящим направляем вам исковое заявление, просим представить на него отзыв. Отзыв лежит рядом. Надо понимать: повестка с заявлением получены.
— А у меня нет «уведомления», — парирует секретарь и переносит заседание на 26 июля. И не только это, назначенное на 11.00, но и еще два – что на 11.30 и 16.00.
— Берете повестки, идете на почту и отправляете заказным, — дает она распоряжение П.П. Колпаку.
— А разве это не дело суда?! – поражается он. – Мне это не надо.
— И нам не надо, — равнодушно бросает секретарь.
Детей, больных диабетом, у «судейских», видимо, нет.
Надо ли говорить, что в этот день не состоялись заседания и у других судей. И что любопытно, на последнее – в 16.00 у И.Ф. Пищейко пришел … ответчик – представитель администрации! Значит, знал, был уведомлен и – не явился.
В финале П.П. Колпак снова сходил к и.о. председателя суда И.Б. Черновой – пожаловался. А толку? Заседания перенесены на конец июля – начало августа. Меж тем промедление в предоставлении диабетикам инсулина и других препаратов подобно смерти. Причем – буквально.
У чиновников одна забота – отбиться. Вот и пишет в отзыве на исковые заявления начальник Управления здравоохранения Г.П. Солощенко, что он «не при делах», в местном бюджете средств на обеспечение льготными лекарственными средствами детей-инвалидов нет и «гарантированный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг предоставляется инвалидам за счет федерального бюджета». Правда, в Министерстве здравоохранения РФ считают иначе: «ответственность за обеспечение населения изделиями медицинского назначения, в том числе бесплатно, несут органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и финансирование расходов на эти цели осуществляется за счет средств территориальных бюджетов».
Кстати, и подходы у Минздрава РФ и новочеркасских чиновников разные. Москва просит область оказать возможную помощь по обращению «НИКИ» в Минздрав, понимая, что нарушаются права человека на жизнь, а г-н Солощенко считает необоснованными требования истцами компенсации морального вреда «в силу отсутствия вообще какой-либо мотивации данного размера ущерба».
К сожалению, цена жизни не прописана ни в одних тарифах…