Этой теме была посвящена состоявшаяся 22 июня в Ростове-на-Дону пресс-конференция с участием заместителя губернатора, министра строительства, архитектуры и ЖКХ Ростовской области
Ю. Андриади и руководителя региональной службы по тарифам
Г. Федорченко.
Заместитель губернатора РО признал, что регулярное повышение тарифов предприятий ЖКХ при том, что качество предоставляемых ими услуг практически не растет, приводит к возникновению негативных настроений среди жителей области. Что нужно сделать, чтобы сбалансировать интересы граждан и предприятий ЖКХ? Конечно, требуется стабильная, безаварийная работа последних. К сожалению, этого пока достичь не удается. В первую очередь, потому, что отрасль многие годы финансируется по остаточному принципу. В настоящее время многие предприятия ЖКХ находятся в тяжелом финансовом положении. Банкротами являются 66 предприятий, 75 находятся в предбанкротном состоянии, еще 45 имеют признаки финансовой неустойчивости. В отрасли существует серьезный кадровый кризис, отток кадров, связанный с низкой заработной платой. Все вместе приводит к очень высокому износу основных фондов – от 60 до 80 %.
В жилищно-коммунальное хозяйство области вкладываются из бюджета значительные средства, которые идут на поддержку жизнеспособности отрасли. За 4 последних года в ЖКХ направлено свыше 12,8 млрд. рублей без учета капитального строительства. 2 млрд. рублей выделено в текущем году. Впрочем, этих средств явно недостаточно, чтобы справиться с тем недоремонтом, который происходил на протяжении 90-х годов. По подсчетам специалистов, чтобы восстановить коммунальное хозяйство в регионе, требуется порядка 122 миллиардов рублей, то есть почти три годовых бюджета Ростовской области. Собрать эти деньги с населения также невозможно. Остается рассчитывать на привлечение внебюджетных источников, поиски инвестиций. Так, в рамках проекта “Городское водоснабжение и канализация” за счет средств Международного банка реконструкции и развития уже реализуется реконструкция очистных сооружений и канализации водоканалов Ростова-на-Дону, Таганрога и Новочеркасска. Готовится еще ряд крупных инвестиционных проектов. По мнению Ю. Андриади, ЖКХ имеет высокий потенциал для привлечения инвестиций. В целях финансового оздоровления в областной реестр предприятий, предлагаемых для акционирования в 2005-2007 годах, включены 155 предприятий ЖКХ. При этом стабильно работающие предприятия останутся в муниципальной собственности. Заместитель губернатора также напомнил, что согласно Федеральному закону № 131 “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” с 1 января 2006 года все полномочия и ответственность по управлению ЖКХ передаются на уровень муниципалитетов (без их подкрепления реальными деньгами).
Из выступления руководителя региональной службы по тарифам Г. Федорченко стало ясно, что тарифная политика в Ростовской области есть. Но тарифы в ближайшее время будут неуклонно повышаться. Чем вызван рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги? Во-первых, ростом цен на энергоносители. Во-вторых, включением в состав затрат при формировании тарифов на электрическую и тепловую энергию инвестиционной составляющей для модернизации производства. В третьих, необходимостью приведения системы оплаты труда в ЖКХ в соответствие с отраслевым тарифным соглашением. Какова ситуация с тарифами и их оплатой в настоящее время? Правительство РФ с 1 января 2005 года установило стандарт уровня оплаты населением за ЖКУ в размере 100 %. Тем не менее, для снижения нагрузки на население области было принято решение о сохранении на полгода перекрестного субсидирования (с перекладыванием части оплаты на юридических лиц) на услуги водоснабжения и водоотведения. Кроме того, оставили на уровне 90 % от экономически обоснованного тарифа оплату населением услуг отопления и горячего водоснабжения. Оставшиеся 10 % в сумме 222,5 млн. рублей брал на себя областной бюджет. С 1 июля 2005 года согласно Постановлению Правительства РФ № 441 это стало невозможным. Теперь население будет оплачивать экономически обоснованный тариф на услуги теплоснабжения на все 100 процентов. Одновременно, чтобы подсластить пилюлю, администрацией области планируется снижение уровня назначения жилищной субсидии. Теперь она будет назначаться в случае, если доля расходов семьи на коммунальные услуги превысит 20 %, а не 22 %, как раньше. Таким образом право на получение жилищных субсидий получат несколько больше граждан.
Что еще слышно хорошего? С 2006 года принципы регулирования тарифов предприятий ЖКХ станут такими же, как у естественных монополий. Таким образом, предприятия ЖКХ должны будут представлять бухгалтерские документы на каждый рубль своих затрат. Все непрофильные затраты будут сразу отсекаться экономической экспертизой. Населению остается ждать неумолимо приближающегося 1 января 2006 года, когда вступят в действие новые высокие и экономически обоснованные тарифы. Впрочем, в тех субъектах федерации, где ранее практиковалось значительное сдерживание роста тарифов, этот удар будет еще болезненнее.
Фото автора