Сегодня:

Во все времена в России считалось, что служба Отечеству – это святой долг и обязанность каждого мужчины. Но, к большому всеобщему сожалению, в последние 10-15 лет отношение к этому священному долгу у сильной половины человечества
18-летнего возраста и старше изменилось. По их мнению, они никому и ничего не должны. Вот и получается, что в армию попадают служить только те, кто по разным причинам не смог оградить себя различными отсрочками.
Смириться с таким положением дел нельзя и не должно. И чтобы поднять престиж нашей армии у допризывной молодежи, вселить в них понятия о долге и чести, 3 мая 2001 г. был издан совместный приказ Министерства обороны и Министерства образования РФ за № 203/1936 об организации учебных сборов с учащимися образовательных учреждений в рамках государственной программы “Патриотическое воспитание граждан России в 2001-2005 годах”. Главная задача этой программы – подготовить молодежь к военной службе.
Сборы – это своего рода экзамен по предмету “Основы безопасной жизнедеятельности” (ОБЖ), когда на практике нужно показать педагогу, как был понят теоретический курс.
Как отмечают педагоги ОБЖ, на плечи которых возложена основная обязанность за проведение военно-полевых сборов, отношение мальчишек к этому виду “экзамена” на мужественность, достаточно ответственное. А вот некоторые родители, в силу только им известных обстоятельств, пытаются внушить своим детям, которых в силу физического и умственного развития уже таковыми называть трудно, самое негативное отношение к службе в рядах российской армии, и к сборам, в частности. И чаще всего, во главу угла они стараются поставить те чрезвычайные происшествия, которые имели место быть в городах нашей страны во время проведения сборов.
Но здесь нужно отдать должное самим ребятам, которые в данном конкретном случае не идут на поводу родительского мнения, а решают сами, как им поступить в этой ситуации. Особо строгих требований ни один педагог и работающие с ними в тесном контакте военные, к подросткам не предъявляют. Любое отклонение в состоянии здоровья подростка учитывается, и никаких категоричных требований по выполнению нормативов за время прохождения сборов к ним нет. Случается даже так, что сборы с интересом посещают даже те ребята, которые по состоянию здоровья не смогут проходить действительную военную службу. Зачастую это происходит из-за одного-единственного дня, когда запланировано проведение “огневой подготовки”. Этот день ребята проводят на самом настоящем военном полигоне, где им предоставляется возможность не поиграть в “войнушку” с игрушечным пистолетом, а пострелять в настоящие мишени из самого что ни на есть настоящего автомата Калашникова боевыми патронами.
В Новочеркасске в этом году к учебным сборам привлечены 1685 десятиклассников. В течение 5 дней ребята изучают устав, вопросы радиационной, химической, биологической защиты войск. Обязательная часть программы – посещение воинских частей. Здесь мальчишки не со слов друзей и знакомых, а своими глазами видят и в течение дня примеривают на себя воинский распорядок дня, бытовые условия, в которых многим из них, начиная с 2008 г., придется прожить согласно новому закону всего 1 год.
Нужно видеть лица мальчишек, возвращающихся с огневого рубежа. В них столько радости. И на мой вопрос: “Нужны ли военные сборы? Может быть, лучше провести время на берегу Дона или заняться любимым делом?”, мои собеседники, не сговариваясь, ответили, что только ради одной единственной возможности подержать в руках настоящее оружие и на несколько минут представить себя отважным бойцом, такие сборы интереснее всех уроков вместе взятых.
Увы, мало кто из ребят положительно ответил на мой второй вопрос, касающийся службы в армии. Но то настроение, с которым они отзывались об организации сборов, вселяет надежду, что в их неокрепшем сознании остался положительный след о значении службы в рядах вооруженных сил. Нужно только всем нам, взрослым, от простых педагогов до министров, продумать программу обучения так, чтобы в ней хватало достаточно времени и на изучение истории, и на занятия начальной военной подготовкой, как это было в советской школе. Чтобы, переступив порог 18-летнего возраста, юноша не только имел смутные, порой только негативные знания и представления об армии, а умел и строем шагать, и о долге и чести знать, и оружием владеть. Вот тогда, может быть, и “горячих бесконечных точек” в нашей стране не будет, и престиж самой армии станет повышаться.
А пока педагоги ОБЖ, в большинстве своем бывшие военные, сокращая на свой страх и риск некоторые темы занятий, включают в программу уроков незапланированные темы по военной подготовке.
Не стоит их за это ругать. Они выполняют свой патриотический долг.

Фото автора
row['name']