Сегодня:

Спектакль «Дурь» московского театра «Содружество актеров Таганки» (художественный руководитель – народный артист России Николай Губенко), несмотря на название (а называется пьеса Н.Некрасова, по которой он поставлен, «Осенняя скука») признан критикой столицы самым смешным спектаклем последних лет.

Во всяком случае, об этом повествуется в театральных программках, которые 21 мая новочеркасская публика довольно бойко раскупала на память о московских артистах. В этот день в театре был аншлаг. Как впрочем, и в другие дни гастролей. Наш степенный зритель справедливо полагает, что близость Ростова вовсе не обязывает его сломя голову мчаться в областной центр на заезжих знаменитостей, в изобилии наведывающихся на ростовские сцены. Новочеркасский театрал терпеливо ждет приезда столичных трупп в свой родной город. И в этом году — благодаря инициативе художественного руководителя нашего театра Леонида Шатохина — дождался.
Спектакль «Дурь» — русский до мозга костей. Противоречия русской души и русского характера, над которыми не властны ни время, ни сменяющие друг друга эпохи (монологи, ситуации, манера взаимоотношений «слуга — барин» – читай «начальник — подчиненный» остаются актуальными для века нынешнего) представлены образно, выпукло, с большим мастерством. Изнывающему от безделья и скуки барину, имеющему неистребимую привычку вздремнуть после сытного обеда часика три-четыре, не спится ночью. Точнее сказать, ночами, ибо обед с последующим сном случается ежедневно. Барин, блистательно сыгранный заслуженным артистом РФ М.Лебедевым, мается дурью, пытаясь скоротать ночь, и в эту маяту втянута вся дворовая челядь. Роли дворовых людей в этих ночных бдениях расписаны как по нотам и выучены назубок. Они рады и угодить своему барину, и готовы прибить его, а в следующую минуту сами заражены атмосферой общего веселья, плясок, выяснения отношений…
Шутки смешные, характеры узнаваемые, игра достоверная, рождающая ощущение реальности происходящего, несмотря на то, что действие щедро замешано на элементах скоморошества и буффонады, масса удачных режиссерских находок ( явная заслуга автора спектакля Алексея Кирющенко) — все это делает спектакль очень привлекательным для восприятия. Содержание в разумной мере адаптировано к сегодняшнему дню, именно в той, когда 19 век предстает не далеким, уже почти непонятным, а вполне современным и близким, но дух прошлого сохранен. Актеры играют самозабвенно, отточен каждый жест, практически ни одна реплика не оставляет зал равнодушным. Бесподобна мимика. Интересны костюмы. У главного героя даже полувытертый бархатный халат живет временами почти самостоятельной жизнью, помогая своему хозяину демонстрировать никем не востребованные душевные порывы…
Два часа зал стонал от смеха, аплодисменты не раз останавливали действие, явно выдавая настрой публики, что «Дурь» такого качества – это по-нашему!