Сегодня:

«Полнее сознавая прошедшее, мы уясняем современное,
глубже опускаясь в смысл былого, раскрываем смысл
будущего, глядя назад, шагаем вперед».
А.И. Герцен

Сейчас уже вряд ли возможно установить, кто более столетия тому назад первым и какую достопримечательность принес в правление Войска Донского. Был ли это кремневый наконечник стрелы, каменный топор или рога зубра. Кто знает. Едва ли тот человек предвидел, что его экспонат мы, живущие ныне, с необычайным интересом будем разглядывать, как диковинку, рассказывающую о далеком прошлом донского края.
Не знаем мы и того человека, который высоко оценил находку и оставил ее в одной из комнат правления. Одно с уверенностью можно сказать: у принесшего первую реликвию была легкая рука. Вскоре стали появляться там и другие древности. Эту комнату назвали «Древлехранилище». Примечательно, что никто в первое время не возглавлял поиски «диковинок», не побуждал людей к их сбору. Слышали о древлехранилище и несли сюда то, что считали ценным для истории. Так зарождался музей в Новочеркасске. Удивительны своей любовью к донскому краю те люди, бескорыстный, кропотливый труд которых был вложен в это святое дело.
…Служил в войсковой канцелярии, а затем при областном правлении Войска статский советник казак Харитон Иванович Попов, страстный любитель старины. Пожалуй, он одним из первых по достоинству оценил то, что находилось в древлехранилище, увидел в предметах, собранных в нем, начало будущего музея. Харитон Иванович вызвался безвозмездно ведать этим необычным собранием древностей.
В газетах он обращался с призывами делать вклад в древлехранилище. Сам бывал в станицах и хуторах, пополнял коллекции по геологии, этнографии, археологии. Они и сегодня составляют основу этих коллекций. Харитон Иванович также записывал казачий фольклор, изучал станичные архивы, отыскивал древние рукописные книги и другие краеведческие материалы, представляющие большую ценность. Его статьи по вопросам экономики, этнографии, археологии, истории Дона публиковались в газетах «Донские Войсковые Ведомости», «Донские Областные Ведомости», «Донской Вестник «, «Донская Речь», в других изданиях.
Статистический комитет Войска намерен был использовать собранные богатства для создания музея археолого-этнографического профиля с сельскохозяйственным отделом. Но передовая общественность Новочеркасска выдвинула более ценную идею. Ей виделся музей, всесторонне объемлющий славную историю края: ратные подвиги донцов, богатые памятники материальной и духовной культуры прошлого.
Одним из наиболее активных, деятельных поборников и ревнителей создания такого музея был известный па Дону художник Е.А. Ознобишин. Он разновременно преподавал рисование в мужской гимназии, был инспектором народных училищ Усть-Хоперского и Усть-Медведицкого округов. Человек высокообразованный для своего времени, Ознобишин пользовался большим уважением и у общественности, и в войсковом правлении.
В конце 70-х годов прошлого века он обратился к наказному атаману Н.А. Краснокутскому с просьбой возложить на него, Ознобишина, создание музея, но не получил желаемого ответа.
В 1881 году наказным атаманом Войска Донского становится князь Николай Иванович Святополк-Мирский, человек, слывший в высших кругах прогрессивным государственным деятелем, поборником культуры. Ознобишин обращается к нему с той же настоятельной просьбой и вскоре получает мандат, в котором окружным и станичным атаманам предписывалось оказывать Ознобишину всемерное содействие в сборе предметов, представляющих историческую ценность.
Древлехранилище стало пополняться экспонатами, найденными на Дону, а также поступающими из разных регионов России. Они шли из Петербургской академии наук, Московского университета, из архивов Таврии, Рязани, Бессарабии, статистических комитетов Ставропольской, Воронежской, Пермской губерний. Велись кропотливые работы по отбору материалов из церквей, окружных и станичных архивов Дона.
К тому времени богатой была зала войсковых регалий при областном Войска Донского правлении. В ней находились высочайше пожалованные Войску знамена и грамоты, начиная с Петра Великого, знаки атаманского достоинства и войсковые клейноды, жалованные бунчуки и станичные знамена, сабля атамана Платова, поднесенная ему лондонским городским обществом после победы над Наполеоном. Эта зала открывалась для обозрения с особого разрешения. Но была и другая зала, где располагалась галерея портретов выдающихся деятелей Донского края. Она была всегда общедоступна. Все эти исторические ценности поступили в Донской музей, как только он был открыт.
Пять лет в центре города на пересечении улицы Атаманской и проспекта Платовского строилось двухэтажное здание, тяготеющее к классицистическим формам, специально для музея. Кстати, на фризе центральной части фасада сохранилась надпись, сделанная еще при возведении здания: «Донской музей». Не поскупились донцы, сооружая музей. Надо полагать, они предвидели, что он будет иметь большое воспитательное значение, воскрешать былую славу предков, прививать любовь к своему родному краю, что мы по достоинству оценим их заботу. Примечательно, что больше половины средств, израсходованных на его строительство, составили частные пожертвования.
Торжественное открытие Донского музея состоялось 22 ноября 1899 года. Первым его директором стал упоминавшийся выше Х.И. Попов, будучи к тому времени уже в почтенном возрасте (ему было 64 года). Харитон Иванович многие годы возглавлял музей, умножая богатства его фондов, совершенствуя экспозицию. Служил в музее он и при советской власти. Правда, уже не директором, а в должности научного сотрудника. Умер Харитон Иванович на 91-м году жизни, оставив о себе добрую память, как талантливый историк, страстный краевед, один из основателей Донского музея в Новочеркасске.
Большой урон понес музей в годы гражданской войны. Покидая Дон, в 1919 году, Войсковое правительство вывезло за границу многие ценности музея. В их числе были казачьи знамена, серебряный пернач, жалованное оружие, насеки, бунчуки, архив. Только в 1946 году 2700 экспонатов, оказавшихся в Пражском национальном музее Чехословакии, возвратились на родину, заняв свои места в экспозиции музея. Многое еще не возвращено, немало, конечно, утрачено бесследно. Далеко за пределами России известны ныне богатства Музея истории донского казачества (так он именуется теперь). За 100 лет своего существования он собрал ценнейшие памятники материальной и духовной культуры, историко-этнографические коллекции и произведения изобразительного искусства Дона. Каждый предмет в музее — частица истории нашего края. Все это плод стараний истинных ценителей, поборников культуры, истории, тех, кто любил и любит свою донскую землю.
Знакомясь с экспозицией музея, думаешь: как прекрасно, что наши предки заложили основу этой сокровищницы истории донских казаков. Сколько было бы утрачено, кануло в Лету, исчезло бы бесследно. И мы с искренней благодарностью кланяемся им за эти богатства. Кланяемся и тем, кто трудился после них в недалеком прошлом и трудится сегодня в музее и его филиалах. Плодотворна многолетняя работа бывших директоров музея Н.М. Титова, Л.Г. Шолохова, П.И. Молчанова, Л.А. Гурова, ныне возглавляющей его С.А. Сединко, научных сотрудников В.И. Егорова-Хоперского, Л.А. Новак, М.В. Даниловой, Э.А. Николаевой, И.П. Потапова, А.В. Литвиновой, А.В. Реброва, А.В. Цыганок и других. Значителен вклад в общее дело музея талантливых художников Г.П. Таранова, Н.В. Овечкина, П.С. Келлера.
Привлекательно и красиво здание музея, построенное в стиле классицизма. У входа две чугунные пушки — трофеи, взятые войсками Ивана Грозного на Ливонской земле в 1577 г., в замке под Кокенгаузеном, в приступе которого участвовали донские казаки, — подчеркивают, что здесь хранится история.
Ныне экспонаты музея последовательно рассказывают об истории Донского края с древнейших времен и до наших дней, прослеживается жизненный путь донских казаков от пики до грозного оружия Великой Отечественной войны, от сохи до современного зерноуборочного комбайна, выпускаемого Ростсельмашем, и электровоза Новочеркасского завода. Сегодня он располагает завидными богатствами, которые экспонируются в девяти залах, хранятся в фондах. В музейной библиотеке — редчайшие журналы, газеты, источники, раскрывающие историю донского края. Кстати, в Новочеркасске около ста библиотек с фондом более 8 миллионов книг. Здесь одна из старейших на Дону библиотек — центральная городская имени А.С. Пушкина; славится своим богатым книжным фондом библиотека Новочеркасского технического университета.
В музее всегда немало посетителей. Часто проводят экскурсии школы, группами приходят учащиеся техникумов и студенты вузов. Непременно бывают в музее и его филиалах гости города, экскурсии из самых различных стран мира.
Новочеркасск всегда славился своими художниками. Среди них были те, чьи имена вошли и в историю изобразительного искусства России. Замечательный пейзажист, наш земляк академик живописи Н.Н. Дубовской (1859-1918) имел полное основание сказать, что он «… всей своей жизнью и творчеством доказал, что казак не только искусный в военном деле, но и в художествах». К сожалению, по различным причинам полотна многих наших живописцев утрачены бесследно, незаслуженно забыты их имена.
Предвидя, что такое может случиться, Н.Н. Дубовской еще в декабре 1913 года предложил Новочеркасской городской управе открыть в городе художественный музей, основу которого составит его коллекция — 70 собственных его картин и 129 работ известных художников-передвижников, оцененных в 50 тысяч рублей. Городская управа, приняв предложение Николая Никаноровича, ассигновала на строительство первой очереди здания музея 40 тысяч рублей. Для него был выделен участок в центре города, на улице Московской, напротив нынешней центральной библиотеки. Эти работы взял на себя безвозмездно племянник Николая Никаноровича — главный архитектор города В.Е. Дубовской.
К сожалению, благородному делу не суждено было осуществиться: началась первая мировая война, затем революция… Отсутствие художественного музея в Новочеркасске повлекло за собой утрату многих ценных полотен замечательных художников-новочеркасцев. К счастью, и сохранилось немало. В Музее истории донского казачества — солидное собрание полотен Н.Н. Дубовского из коллекции, подаренной художником городу, другие живописные произведения прошлого и сегодняшнего времени. Но, к сожалению, отсутствие картинной галереи может повлечь дальнейшую утрату творений художников, которыми гордится донской край.
В Новочеркасске долгие годы жил талантливый художник-академист В.В. Часовников, создатель галереи портретов выдающихся деятелей Дона. Его талант высоко ценили И.Е. Репин, В.Н. Бакшеев, В.Д. Поленов, И.И. Левитан. Оставили добрую память своим творчеством даровитые живописцы А.А. Балабин, И.Ф. Попов, А.Г. Пемов, К.С. Семерников, К.Д. Нефедов, В.Ф. Абашин, А.А. Шишов, Ф.Д. Молибог. В недалеком прошлом здесь создавали свои полотна М.Б. Греков, И.И. Крылов, Н.А. Тусов, Н.В. Овечкин и другие мастера кисти. Не случайно, что из четырех филиалов Музея истории донского казачества два — мемориальные Дома-музеи живописцев М.Б. Грекова и И.И. Крылова.
… Четырнадцать лет (с 1918 по 1931) жил в Новочеркасске Митрофан Борисович Греков (1882-1934), уроженец хутора Шарпаевка Области Войска Донского. Первое время он снимал квартиры в различных местах города, а в 1924 году купил дом казачьей постройки на улице Песчаной (ныне она носит имя Грекова) и прожил в нем около семи лет. Митрофан Борисович — потомственный казак. Его предки — офицеры Войска, участники различных войн. Отец, генерал-майор Б.И. Греков, отмечен рядом боевых наград. Не отсюда ли страстная любовь Митрофана Борисовича к батальным художественным полотнам, к коню — спутнику казака в хозяйстве и на ратном поле?
В советское время Греков стал признанным крупнейшим художником-баталистом, большим мастером диорамного искусства, чьи полотна «Тачанка», «Знаменосец и трубач», «На Кубань», «Вступление полка имени Володарского в Новочеркасск» и другие широко известны в нашей стране. Они ~ в экспозициях крупнейших музеев.
Новочеркасский период творчества Митрофана Борисовича был исключительно плодотворным. Здесь он создал более 90 законченных живописных произведений. Кроме того, вел большую работу по воспитанию юных художников, занимаясь с гимназистами в кружках изобразительного искусства. Он иллюстрировал также книги, выходящие в Новочеркасске.
Мемориальный Дом-музей М.Б. Грекова был открыт в 1957 году в том особняке, где Митрофан Борисович жил с 1924 по 1931 год. Непосредственными основателями его были племянницы Митрофана Борисовича заслуженный работник культуры, художница Елена Терентьевна и литератор Татьяна Терентьевна Грековы. Многое для собирания наследия художника и изучения его творчества, создания экспозиции и фонда в разное время, заведуя музеем, сделали А.А. Белов, В.А. Волощенко, Т.П. Бочарова, Г.А. Ерашова. Благодаря их стараниям, сегодня посетители музея узнают о большой содержательной жизни и богатом творчестве М.Б. Грекова.