Сегодня:

Может ли быть журналистика не социальной? Этот вопрос обсуждали в пятницу, 13 мая представители СМИ и бизнеса Новочеркасска. Собственно те, кто пишет и для кого пишут. Бизнес представляли компания «МагНет», фирма «Васильев и Сыновья», Российско-Германская корпорация “Топ – Дизайн” и ООО «Орск-Преста». Дискуссию «Социальная и коммерческая журналистика: соперники или союзники?» провела ассоциация журналистов «Аксинья». Участвовали в ней все, причастные к конкурсу журналистов «Вдохновение» (об этом конкурсе «ЧЛ» недавно писала).
Собравшиеся на дискуссию спорили по четырем темам. Попробую их прокомментировать.

1. КАЧЕСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ.

«Журналисты вовсе не интересуются известиями, которые сообщают, как официанты не имеют аппетита к блюдам, которые приносят».
Хуго Штейнхаус.

Во-первых, трудно увидеть линию раздела между социальной и не социальной журналистикой. Предмет социальной журналистики объемен, всегда актуален и интересен большинству. Именно поэтому появляются некоторые сомнения, а стоит ли выделять социальную журналистику в самостоятельную отрасль. Я бы не ставила ограничений, а воспользовалась термином «гражданская журналистика». Социальная журналистика может ограничиваться только постановкой проблемы, гражданская же, как правило, предлагает её решение или побуждает к какому-либо действию.
А если говорить о качестве? Недопустимо дать только информацию, а потом рассуждать, достаточно ли она качественна. Без анализа информация — это не более чем расширенная до пределов статьи новость. Новостей вокруг хватает. Не хватает их нравственной, личностной и общественной оценки. Журналист сегодня не статист. Он — лицо действующее, влияющее… Для меня социальная журналистика — это, прежде всего, работа на результат, которая предполагает оказание помощи. А неужели можно говорить о помощи, оказанной наполовину?
Хотя газетчик — не учитель, не врач и не плотник. Он не сможет отремонтировать крышу, накормить и обуть. Но заострить проблему, «воспламенить» — это в его силах.
Если ты грамотный журналист, то просто объективно описываешь, что происходит вокруг тебя. Прежде всего, ты должен жить той проблемой, о которой говоришь. Трагедия сегодняшней журналистики в том, что каждый считает, что он по диплому, по аккредитации имеет право вещать, а это — величайшее заблуждение. Профессионал — это не тот, кто делает хорошо, это тот, кто не делает плохо.

2. ИНФОРМАЦИЯ И РЕКЛАМА

«Как только вы начинаете писать то, что нравится всем, вы перестаете быть журналистом. С этой минуты вы работаете в шоу-бизнесе».
Франк Миллер-младший.

При обсуждении этой темы на свет показалась общая тенденция коммерциализации. Конечно, все мы не святым духом питаемся, но слишком уж явно представителям бизнеса дали понять, что основным вопросом дня для многих новочеркасских журналистов является не «О чем писать?», а «Почем писать?».
Приведу один пример. В настоящее время в городе работает инициативная группа, которая проводит концерты и акции, направленные на борьбу с наркоманией. Эту группу не все знают (на сегодняшний день она уже официально зарегистрирована как автономная некоммерческая организация «АНТИ-НАРКО»). Денег на рекламу своей деятельности у них нет. Разумеется, концерты совершенно бесплатные, проводятся они благодаря энтузиазму и активной жизненной позиции устроителей. Бывшие наркоманы рассказывают, как они избавились от гибельной привычки и противопоставляют наркомании творчество, дружбу, сотрудничество, общее дело. Но как организаторам акций заявить о себе, чтобы к ним обратились школы, колледжи и пригласили «АНТИ-НАРКО» рассказать о том, что тревожит всех нас. О наркомании. Один из членов этой группы решил описать ситуацию в газете. Кажется, чего лучше? Тема важная, дело благородное, люди бескорыстные… Ан нет! Это, оказывается, реклама. Тема борьбы с наркоманией газете «за бесплатно» не интересна. А за рекламу извольте платить.
И опять встает тот же самый вопрос. Где граница между социальной и несоциальной журналистикой. И что считать рекламой? Кто это определяет, по каким признакам и нормам? Хорошо, будем считать статью о концертах, посвященных борьбе с наркоманией, рекламой. Но кто может сказать, что это не социальная реклама? А что дальше? Ссылаться на закон «О рекламе», о том, что рекламораспространители обязаны осуществлять размещение социальной рекламы? Согласитесь, эти обязательства должны быть не только в законе, но — в душе.

3. НУЖНО ЛИ ОСВЕЩАТЬ В СМИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ.

«Благодарность — признак благородства души».
Эзоп.

В данном вопросе все оказались едины во мнении. Разумеется, нужно. Нужно, потому, что мы устали от войн, катастроф, бытовой «чернухи», которые вываливают на нас СМИ. Хочется увидеть и жизненный позитив. И, коль уж он есть — так давайте о нем говорить. Единственный момент: нужно отличать благотворительность от спонсорства. Последнее предполагает, как раз, рекламу в обмен на продукцию или услугу. А благотворительность — это просто благое дело. И никто не запретит Вам сказать спасибо за помощь.
Только важно, считают представители бизнеса, чтобы спонсорство или благотворительность — и то и другое — носили организованный характер. Благотворителям проще и удобней работать с некоммерческими организациями по конкретным проектам, видеть результаты оказанной помощи, принимать участие в решении конкретных проблем. И благополучатели при этом не должны выступать в роли просителей или иждивенцев. Они могут стать полноправными участниками социального проекта — совместно с бизнесом и некоммерческими организациями.
А зачем все это нужно бизнесу? Почему предприниматели должны решать те проблемы, которые создал кто-то другой? Это называется — социальная ответственность бизнеса. И она не менее востребована обществом, чем социальная ответственность власти. Так по законам сотворчества и формируется гражданское общество.
«Чувство глубокого удовлетворения» — отнюдь не главное, что получит благотворитель, спонсируя кого-либо или что-либо. Важно, конечно, что решилась значимая для общества проблема. Но это ли главное для благотворителя? Есть еще искренняя благодарность и обожание со стороны тех, кому помогли… Но и это еще не повод идти даже на малейшие расходы.
Бизнес хочет получить от своей благотворительной деятельности совершенно конкретный эффект, поддающийся оценке и исчислению. Если же благополучателю трудно сказать, чем помогло ему последнее «благотворительное» перечисление, — значит, деньги ушли «на ветер». А в число возможных эффектов спонсорства (не путать с благотворительностью) входит прямая и косвенная реклама — своеобразная благодарность за оказанную помощь. Единственное, что не нужно забывать: оказывая благотворительную помощь, мы вовсе не подменяем обязанности государства. Мы делаем то, что лежит в плоскости общественных отношений.

4. ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПРОБЛЕМНЫХ МАТЕРИАЛОВ.

«Журналист — это чистильщик улиц, работающий пером».
Наполеон I.

В данной дискуссии интересно было то, что именно представители бизнеса точнее представляют, что такое проблемный материал. Хотя, если быть точным — любой поставленный вопрос — это проблема. Но, к сожалению, социальная тематика часто приравнивается к коммунальной. И проблемная статья оказывается просто информацией о том, что какой-то старушке помогли починить крышу, а вовсе не аналитическим материалом с поднятыми гражданскими проблемами.
И здесь проблема опять в том, что современные средства массовой информации в большинстве своем нацелены на коммерческий успех. И аналитические статьи, по мнению многих журналистов, не являются «ходовым товаром». Наши СМИ находятся в прямой зависимости от своего спонсора или дотаций исполнительной власти. Сегодня, когда большинству читателей нужна не столько информация, сколько релаксация, осуществлять в СМИ принципы гражданской журналистики довольно сложно.
В завершение я хочу сказать о том, что компания «МагНет» позволяет себе содержать «Новочеркасский городской информационный портал» www.NOVOCHERKASSK.RU. Электронное СМИ. Очевидно, что это не приносит прибыли. Но данным поступком (можете считать это актом благотворительности) «МагНет» делает шаг навстречу социальным проблемам. Общество остро нуждается в социальной журналистике, которая не только информирует, а еще и «сообщает» людей между собой: чем лучше люди «общаются», тем лучше живет «общество».
И если на страницах www.NOVOCHERKASSK.RU. вы найдете не только информацию и рекламу, но и аналитические материалы, значит в построении гражданского общества есть и наши кирпичики.