Сегодня:

В городских газетах «Новочеркасские ведомости» еще в 2001 году (№ 15), а затем в тогдашнем «Вечернем Новочеркасске» в 2003 году (№ 7) были опубликованы статьи автора этих строк под одинаковым заголовком — «Оплата за коммунальные услуги — это экономика или политика?». Этот вопрос еще в те годы был не риторическим, а вполне конкретным, злободневным. Вопросительный знак означал, что автор, выражая мнение жителей города, обращался к городским властям с просьбой дать разъяснения, как долго они будут проводить эксперименты с кошельками своих сограждан, которые доверили им защиту своих прав и условия жизни. Однако ни тогда, ни позже никаких разъяснений не последовало. Нет их и сейчас, когда уже введен в действие новый «Жилищный кодекс», когда с 1 января с.г. вдруг появились взятые «с потолка» новые тарифы. Упомянутый кодекс абсолютное большинство наших сограждан еще фактически не знают или вообще не читали, хотя первые впечатления о его содержании буквально удручают своей антисоциальной направленностью. В этой связи смею утверждать, что в сфере ЖКХ экономика фактически превратилась в политику! С восклицательным знаком вместо былого вопросительного! Хотелось бы также напомнить, что одним из авторов этих новшеств является наш бывший депутат В. Аверченко, который в былые годы начинал эти оплаты именно в нашем городе, а затем и в области. Новый кодекс — это особая тема, над которой еще необходимы дополнительные размышления. Поэтому основной темой настоящей статьи является лишь ее составная часть — конкретные новые тарифы.
В этом вопросе, прежде всего, удивляет позиция невмешательства и повиновения указаниям «сверху» со стороны городских органов власти. Недавно городская Дума приняла не совсем понятное, к тому же и запоздалое Обращение к Государственной Думе и к Законодательному Собранию области, в котором заявляется, что все новые тарифы — это авторство вышестоящих органов. Однако общая суть этого документа — «от лукавого», с целью снять вину с самих себя, тем самым ввести жителей города в заблуждение, представить себя благодетелями. Возникает вопрос: почему администрация города и наши депутаты молчали, когда эти тарифы были в стадии разработки? Почему он молчали и продолжают помалкивать по поводу существования так называемых энергетических комиссий, статус которых не определен законодательством, которые однако оказались на уровне выше правительства? Это ни что иное как услужливость перед областными органами и сокрытие своей прямой причастности к внедрению необоснованных и баснословных тарифов. Особенно за содержание жилья, его текущего ремонта, за отопление и воду. Вот хотя бы один конкретный пример. В прошлом году городские власти приняли решение о повышении тарифа за отопление, сразу на один рубль с 1 кв.м общей площади, хотя никаких указаний из области по этому поводу не было. (В то же время и тогда же в Ростове оплата за отопление, наоборот, была снижена на такую же сумму).
Теперь хотя бы коротко о нынешних тарифах, которые вообще не поддаются никакому обоснованию. Электричество и газ, телефон и радио — это монополии, с которыми, однако, нужно бороться, но не молчать. А все другие тарифы принадлежат городским органам. Какие же эти тарифы?
Содержание жилья, например, разделили на две части — «содержание» и «текущий ремонт», соответственно 2 руб. 90 коп. и 1 руб. 70 коп. за 1 кв.м. Такие цифры надо уметь не только обосновать, но даже и придумать их! Содержание жилых зданий — это ремонт конструктивных элементов (крыши, стен, перекрытий), работа лифтов, подкачка воды, уборка придомовых территорий, включая вывоз бытового мусора (что неправомерно выделено в отдельную оплату). А что означает «текущий ремонт»? Вместо отмененной оплаты за ремонт капитальный? Ведь если произведен какой-либо текущий ремонт, то и оплата должна быть не иначе как конкретной. За какой ремонт — в конкретном доме, подъезде или квартире, где человек проживает. Должен действовать один из принципов рыночных отношений — «товар — деньги», т.е. сначала конкретный ремонт, а затем оплата по стоимости ремонта, однако не наоборот. За какой ремонт человек должен платить, если, например, в моем доме никаких ремонтов не было за 35 лет, как этот дом построили… Тарифы по жилью доведены и до такого абсурда, что отдельная плата по какому-то коэффициенту взыскивается и за открытый балкон… Об оплате за отопление — 9 руб. 14 коп. за 1 кв.м. Повсеместное противоправное явление, когда тепло в квартирах измеряется не в кубических, а в квадратных метрах. Выходит, что множество городских зданий с большой кубатурой (учебные заведения, магазины и т.д.), а также жилые дома старой постройки, фактически отапливаются за счет жильцов, имеющих обычные квартиры. Назову лишь одну удручающую цифру — стоимость отопления обычной квартиры общей площадью чуть более 50 кв.м составляет свыше 500 рублей в месяц. Несмотря на такую высокую оплату, по многим котельным не принимаются радикальные меры по ремонту теплотрасс и самих котельных. Так, например, два жилых дома по ул. Комитетской, 61 (более 100 квартир), переданных городу от КЭЧ, отапливаются от котельной воинской части. Теплотрасса к этим домам совершенно прогнила, однако КЭЧ никаких мер не планирует. Более того, руководители КЭЧ заявляют, что «мы вашему мэру города не подчинены». Так было и осенью прошлого года, когда отопление от этой котельной включили на 10 дней позже срока, определенного городской администрацией.
Что же касается тарифов на воду, то они вообще не укладываются ни в какое понимание. Питьевая вода — 86 руб. 40 коп., канализационная — 60 руб. 48 коп. с одного человека. При этом «норма» расхода той и другой воды на одного человека — по 9 с лишним куб. метров, т.е. почти 19 тонн в месяц! Казалось бы, что надо и совесть иметь!..
Подводя некоторые итоги этим, видимо, небесспорным мыслям и размышлениям, вместе с тем считаю необходимым высказать свое твердое убеждение, что необоснованное и к тому же явно несвоевременное повышение тарифов в сфере ЖКХ является вредным, антисоциальным фактором. ЖКХ не может и должно перерастать в политику. Такое перерастание, как минимум, неизбежно ведет к подрыву авторитета всех органов власти — от местных до федеральных. Одним из прецедентов этого являются, в частности, недавно прошедшие выборы в нашу городскую Думу. О каком авторитете власти можно говорить, если явка избирателей на этих выборах составила всего 29,07%, если наметилась устойчивая закономерность, когда люди голосуют «против всех». О каком авторитете может идти речь, если сама власть придумала всего лишь 20-процентный рубеж явки избирателей, чтобы депутат считался «всенародно избранным»? К тому же эти выборы сопровождались многочисленными судебными разбирательствами, в ходе которых в значительной мере подорвано доверие к городскому суду и другим правоохранительным органам. «Самые скандальные выборы были в Новочеркасске» — эти слова председателя областной избирательной комиссии являются своеобразным подтверждением того, что наша городская Дума превращается в некий второстепенный орган при городской администрации. Одной из причин этого, хотя и не главной, являются и нынешние тарифы по ЖКХ.