Сегодня:

На днях в нашем городе почти одновременно открылись две художественные выставки. Новую экспозицию в залах Дома-музея М.Б.Грекова составили 16 работ живописца из плеяды передвижников В.Е.Маковского, а в выставочном зале Дома-музея И.И.Крылова состоялся вернисаж персональной выставки ростовского художника В.А.Куликовского.
Владимир Егорович Маковский (1846-1920) был одним из столпов Товарищества передвижных художественных выставок. Многолетняя дружба с нашим великим земляком Н.Н.Дубовским способствовала тому, что он подарил ему для будущего художественного музея в Новочеркасске более тридцати своих работ. Как известно, в 1913 году Дубовской безвозмездно предложил родному городу большую коллекцию художественных произведений (собственных и других русских художников) с единственным условием: построить подходящее для этой цели здание. По разным причинам условие это не было выполнено. Тем не менее, в 1946 году дар художника поступил «на временное хранение» в Музей истории донского казачества.
В 1948 году мне довелось видеть в его залах экспозицию, довольно полно представлявшую подаренную городу коллекцию картин, этюдов, рисунков. Тогда я впервые познакомился с подлинными работами В.Е.Маковского. Позже небольшое количество работ Н.Н.Дубовского было включено в постоянную экспозицию музея, а большая часть его коллекции ушла в запасники.
И вот новая встреча с Маковским. Как сказала директор МИДК С.А.Сединко, эта выставка проводится в рамках культурных мероприятий, приуроченных в 200-летию Новочеркасска и в связи со 145-й годовщиной со дня рождения Н.Н.Дубовского (он родился 5.12.1859). Кстати, в головном музее к этой дате развернута большая выставка его работ.
Но вернемся к Маковскому. В советское время о нем писали: «Маковский создавал произведения на тему городского быта, показывая жизнь социальных низов… Откликался на важные политические события, сочувствовал революционно-демократическому движению». Такие его полотна как «На бульваре», «Свидание», «Вечеринка», «Допрос революционерки», находящиеся в «Третьяковке» и других центральных музеях, в полной мере отвечают приведенной трактовке. Однако диапазон творчества Маковского был значительно шире. Свидетельство тому — нынешняя выставка. Да, и здесь есть мрачноватые, не утратившие, к сожалению, своей злободневности, картины («У ночлежного дома», «Тип», «В кабаке»), но преобладают все же светлые, лирические. Это и «Украинский сюжет», и «Родительская радость», и «Музыканты (пляска)» А какие теплые чувства вызывают работы художника, передающие образы детей («Пастухи», «Мальчик Вася», «Дети в степи»). Какой-то особой притягательной силой обладают «Старушка со свечой» и «Хмельной» — к ним возвращаешься снова и снова.
В.Е.Маковский был художником, музыкантом, педагогом. Он преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а затем в петербургской Академии художеств и два года возглавлял ее. Его ученики А.Е.Архипов, В.Н.Бакшеев и другие, внесли достойный вклад в сокровищницу русского изобразительного искусства.

От жанровых полотен мастера второй половины XIX — начале XX века перейдем к лирическим пейзажам нашего современника, члена двух творческих союзов России (художников и дизайнеров) В.А.Куликовского. Это его вторая персональная выставка в Новочеркасске. Первая состоялась в 1998 году. С тех пор Виталий Анатольевич стал периодически участвовать в наших выставках, а потом вошел в творческую группу «Мишкинские бугры» (руководитель В.И.Кулишов). Так что в Новочеркасске его хорошо знают. Это подтвердила и многолюдность при открытии выставки. Правда, от руководства города и Управления культуры и искусства представителей почему-то не было.
На нынешней, юбилейной, выставке (художнику недавно исполнилось 60 лет) представлено около 80 произведений. За исключением двух портретов, это донские пейзажи — от этюдов до большеформатных картин. Строго реалистический и в тоже время поэтический взгляд художника на природу, свободное владение живописной техникой позволяют Куликовскому увлечь зрителя, передать ему свое мироощущение.
Искусствовед В.В.Рязанов писал о нем: «У Виталия Куликовского сложились свои творческие принципы и профессиональные приемы в работе над пейзажем, соединившие традиции отечественной школы в этом жанре с восприятием природы современным человеком, у которого есть позиция, но нет позы, есть свой голос, но нет крикливости, а правда увиденного органично сплетает воедино как прозу, так и поэзию окружающего нас многоликого мира». Все это посетители могут увидеть в его работах: «На закате дня», «Весеннее половодье на Дону», «Теплый вечер», «Раздорский полдень», «Весна в Старочеркасской», «Карагач расцвел», «Вид на Новочеркасск со стороны кирпичных заводов» и др., на несколько недель разместившиеся в выставочном зале Дома-музея И.И.Крылова.
Знающие Куликовского отмечают его высокие человеческие качества — скромность, трудолюбие, чуткое отношение к другим. Будучи инвалидом, он организовал и десять лет руководил Центром реабилитации инвалидов Дона, который стал известен далеко за пределами нашего края.
Остается надеяться, что новочеркасцы посетят обе выставки и получат заряд положительных эмоций и оптимизма.