Сегодня:

В этой рубрике мы продолжаем знакомить читателей с портретами наших современниц.
Мужчины строили дома, а женщины дома хранили. Так было всегда, и этот негласный закон человечества свято соблюдается и поныне. Меняются предпочтения, архитектурные стили, иным стал даже кирпич, из которого складывают стены. Однако суть осталась непоколебимой. Она, словно крепкий фундамент, легко выдерживает любые потрясения, ураганы и паводки. Хранить и строить — вот два главных предназначения человека, и мужчина с женщиной честно поделили их между собой.
Родной дед Ольги Держави-ной служил ветеринарным врачом, и знал его, без преувеличения, весь Новочеркасск. Не надо говорить, каким уважением пользовалась эта редкая профессия в столице донских казаков, среди людей, что за многие столетия военных походов привыкли сливаться с лошадью в единое целое. В старые добрые времена, когда грязные автомобили еще не вытеснили из жизни прекрасных благородных животных, богатство человека было прямо пропорционально силе его интеллекта и степени его мастерства. Честный трудолюбивый доктор владел пятью домами в разных частях города.
Двадцатый век встречал своих детей хмуро и неприветливо: он начался оглушительным грохотом бесполезных, истребительных боен. Потом в России власть перешла к людям, не признававшим никаких законов. Эволюция напрочь лишила их священного дара строить и хранить, оставив лишь способность разрушать и тратить. Но страшные болезни косили лошадей, как в Красной, так и в Добровольческой армии, не разбирая, под какими знаменами они несутся в бой. Хороших специалистов не хватало, поэтому смерть от буденновской шашки миновала ветеринарного врача. Право на жизнь в те годы казалось роскошью, и ставить его на карту умные люди не спешили. Когда Советская власть окончательно установилась в Новочеркасске, дальновидный доктор по собственной воле отказался от всех своих домовладений и стал жить со своей женой, выпускницей школы повивальных бабок, в маленькой хибарке на краю города. Пожертвовав всем, что было нажито упорным трудом и терпением, этот мудрый человек сохранил главное — земельный надел. О чем думал он, стоя у своего порога, откуда открывался великолепный вид на степь и на пойму реки Тузлов? Наверное, о том, что его потомки когда-нибудь на этом самом месте построят новый дом и он простоит вечно…
Великое противостояние Востока и Запада разрешилось однажды ранним июньским утром. Германское нашествие очень скоро докатилось и до края донских казаков, не ведавших иностранного владычества прежде. Новочеркасск бомбили отчаянно. Во время одного из таких налетов и доктор, и его верная жена встретили свою смерть. О том, чтобы в такой кутерьме устроить нормальные похороны, не могло быть и речи. Сердобольные соседи схоронили обоих здесь же — рядом с домом. Те, кто владел этим маленьким наделом земли при жизни, стали его молчаливыми хранителями и останутся таковыми до скончания мира. Возможно, поэтому ничем не примечательный кусочек городской окраины возымел невероятную силу притяжения, и эта сила оказала свое влияние на судьбы последующих поколений.
Новый дом пришлось возводить отцу Ольги — человеку мужественному и сильному. Трагическая история Советского Союза заставила его пройти и сквозь ледяной ад финской кампании тридцать девятого года, и сквозь казавшуюся бесконечной войну с нацистской Германией. Свои две главные страсти — к спорту и науке — он сумел привить дочери. Маленькая Ольга много времени проводила в гимнастическом зале, училась легко, в свободное время поглощая горы книг по самым разнообразным областям человеческого познания, и надо всем этим доминировало сверхпочтительное отношение к дому, усвоенное с детства. Генетическая память диктовала давно забытые истины о том, что тело — это тоже дом, в котором временно обитает бессмертная человеческая душа, и уважающий себя человек обязан этот дом беречь и обустраивать. Отсюда всего полшага до медицины, и выбор юной выпускницы средней школы был предопределен.
Почему из всех врачебных профессий предпочтение было отдано эпидемиологии — остается загадкой. В самом буквосочетании, обозначающем это крайне опасное дело, таится и какой-то скрытый для непосвященного ума смысл, и прочная связь с самоотверженными лекарями прошлого, и, конечно же, древний первородный ужас человека перед гибельным поветрием. Холера, тиф, бешенство, малярия — в одночасье стали собственными именами, которые рука почему-то тянулась писать с большой буквы. Эти болезни, сопровождая людей многие тысячелетия, сумели обзавестись человеческими качествами. Каждая из них имеет свою душу и свой характер, каждая способна диктовать свою волю и отступать перед силой. Недаром врачи Средневековья наряжались в жуткие одежды, чтобы испугать эпидемию, остановить страшную жатву смерти… Чего на этом поприще могла добиться маленькая хрупкая девушка, вчерашняя выпускница Ростовского медицинского института? Но Ольга добилась. Вооруженная молодым задором, отвагой и железной волей, она встречалась с болезнями лицом к лицу, и те отступали, не выдерживая ее напора.
Скольких человек ей удалось уберечь от смерти, скольким сохранить здоровье — не знает никто, такова участь всех врачей-эпидемиологов. Возле их кабинетов не толпятся благодарные пациенты с букетами цветов, и спасенные дети не присылают открыток на Рождество. Человек, порой, доживает до глубокой старости, даже не зная имени того мужественного доктора, который много лет назад сумел отвести от его семьи опасную заразу. Что же остается на потом? Дети, ученики, старый родительский дом и сад вокруг дома, с огромным виноградником.
Поздней осенью оранжевая листва абрикос одаривает окраины Новочеркасска такой ослепительной красотой, что от нее даже немного болит в глазах. Синеватый дымок тянется над поймой Тузлова, и крупные орехи падают с веток, зарываясь в мягкий жирный чернозем… Ольга Державина медленно и неторопливо гуляет в своем саду, с любовью оглядывая каждое дерево, каждый куст. И дом, и сад отвечают ей сладостным уютным теплом и богатым урожаем. Тонкая и невидимая, но вместе с тем прочная и нерушимая связь протянута между человеком и его собственной землей. Эта связь тем сильнее, чем больше любви и труда человек способен отдать своей земле, чем лучше он уяснил основные законы бытия, важнейший из которых обязывает мужчину строить дом, а женщину — тот дом хранить.
row['name']