Сегодня: 19 апреля 7531, Воскресенье

Коммунальная кухня

Известно выражение: «Носить воду в решете». Так говорят, видя явное расточительство, не поддающееся логическому объяснению. Примерно то же происходит у нас в городе.
Речь пойдет о системе теплоснабжения, конкретно — о теплотрассах. Рассмотрим эту проблему на конкретных примерах.
По ул. Крылова года четыре назад были проложены новые теплопроводы. Работа была выполнена качественно, с соблюдением технических условий. За четыре года эксплуатации существенных внешних повреждений не нанесено. Но вот в начале декабря, когда температура воздуха была минус десять градусов, я подошел к трубам, прижал руку к верхней части теплоизоляции. Совершенно неожиданно для себя ощутил такую температуру, что не мог вытерпеть, т.е. температура была где-то 55-65 градусов. Известно, что при нормальном состоянии теплоизоляции и наружной температуре минус десять градусов температура на теплоизоляции должна быть не более плюс пять — плюс десять градусов.
В чем же дело?
Оказалось, что за 3-4 года эксплуатации под действием дождей, летней жары, зимних холодов, ветра — теплоизоляция слежалась, уплотнилась, спустилась книзу, под трубу. В результате теплоизоляционные свойства ухудшились в 5-8 раз, т.е. теплоизоляция, как таковая, — исчезла.
Как показал расчет, за один отопительный сезон на 1 км такой теплотрассы дополнительные расходы на газ составляют примерно 300 тыс. рублей.
Приведем другие примеры.
В районе стадиона «Магнит» теплотрасса от районной котельной почти не имеет теплоизоляции. Впечатление такое, что 10-15 лет ею никто не занимался.
Во дворе дома № 102 по ул. Буденновской на длине примерно триста метров теплотрасса полностью оголена.
По теплотрассе от котельной НЭВЗа до микрорайона Молодежный большая часть тепла теряется по пути, не доходит до потребителя. И так далее.
Для количественной оценки положения дел в целом по городу необходимо детальное обследование. Но уже по внешнему впечатлению можно утверждать, что убытки составляют многие миллионы рублей за один сезон.
Проблема решается кардинально, если трубы располагать не над поверхностью земли, как в настоящее время, а ниже уровня земли в бетонных лотках. Сверху лоток с трубами и теплоизоляцией закрывается бетонными плитами. Такой теплопровод будет служить десятки лет, не требуя существенных эксплуатационных затрат.
Так делается, например, в Германии. В этой стране настолько серьезно относятся к проблемам энергосбережения, что смогли создать теплопровод с вакуумной теплоизоляцией длиной 40 км!
Нам на первом этапе хотя бы внедрить исполнение в бетонных лотках.
Расчеты показали, что дополнительные капитальные затраты окупаются за счет сокращения потерь тепла очень быстро — всего лишь за один отопительный сезон.
Есть и другой вариант решения проблемы: в том случае, если в качестве топлива используется газ, то экономически выгодно применять местные мини-котельные — для отдельных домов. В этом случае не нужны магистральные теплопроводы, сокращаются потери. В какой-то мере это уже осуществляется.
Однако перспектива складывается такая, что через 10-15 лет в стране будет жесточайший дефицит газа, и придется переходить на уголь. Нам уже — наоборот — выгоднее районные, а не мини-котельные.
Заметим попутно, что угольная промышленность в Ростовской области уничтожена, и как будет решаться вопрос, неизвестно.
В любом случае то безобразие, которое творится в настоящее время на теплотрассах, необходимо прекращать. И первый толчок к этому должен исходить от администрации города. Она должна предъявить жесткие требования к руководителям и исполнителям всех уровней, осуществлять систематический контроль за исполнением решений.

P.S. Сдав эту заметку в редакцию и получив согласие на публикацию, я решил еще раз проверить состояние теплотрассы во дворе дома № 102 по ул. Буденновской. Убедился, что она в прежнем, оголенном состоянии. Пока я ее осматривал, ко мне подошла женщина, живущая в этом доме. Она рассказала, что эта теплотрасса проходит мимо дома № 102 по ул. Буденновской и затем спускается к дому № 117 по ул. Щорса, где когда-то жил бывший мэр города Н.И. Присяжнюк. По словам женщины, она в течение трех лет обращалась к нынешнему жильцу этого дома, отставному военному, кажется, генералу, который сейчас работает в администрации города. «Что же вы транжирите тепло, примите меры, добейтесь ремонта!» – просила она его. Но новоиспеченный чиновник ответил женщине: «А у нас тепло». Комментарии, как говорится, излишни.

От «ЧЛ». Для справки: Алексей Никитович Шестаков, кроме заметки, передал в редакцию свои расчеты потерь тепла в теплотрассе по ул. Крылова. Согласно им, затраты на покрытие технически не обоснованных потерь тепла составляют 594 тысячи рублей в сезон на 1 км трассы. Затраты же на бетонные лотки и плиты для теплотрассы – 450 тысяч рублей на 1 км трассы. Получается, что капитальные вложения на работы по сохранению тепла окупятся менее, чем за один сезон, причем срок эксплуатации бетона порядка 30-50 лет. Только нужно ли это тем, у кого тепло?