Не хочется, поверьте, никого нервировать такой постановкой вопроса, но… для этого есть все основания. К сожалению. Потому как, несмотря на то, что в Уголовном кодексе и предусмотрена статья №207 — «Заведомо ложное сообщение об акте терроризма», и наказание в ней прописано, и квалифицируется данное деяние как преступление, есть в российском обществе категория людей, не подпадающих под действие статьи УК.
Категория эта — дети. Последнее взбудоражившее многих горожан событие из такого ряда — звонок в 32-ю школу о минировании здания («В» коротко проинформировали читателей об этом в прошлом своем выпуске). Напомним, как все произошло.
11 октября трое приятелей и, одновременно, соседей по многоквартирному дому — Илья, Саша и Игорь (двое пятиклассников и шестиклассник, ученики МОУСОШ №32) — находились у одного из них в квартире: занятия в их классах идут во вторую смену, поэтому первую половину дня дети проводят на свое усмотрение. Неожиданно у Игоря возникла «замечательная» идея — позвонить в школу и сказать, что она заминирована. Зачем? Да просто, пошутить, сходить и посмотреть, что же там будет твориться, — объясняли они потом. Саша, в квартире которого все и происходило, принес полотенце: в целях конспирации мальчишки решили обмотать им телефонную трубку, а Илья позвонил в учительскую. И закрутилось.
В 11.15 — звонок в милицию. Звонок в управление образования. Тревога в управлении ГО и ЧС. Вызов «скорой помощи». ФСБ. Саперы. Кинологи с розыскными собаками. Эвакуация школьников и персонала учебного заведения. Словом — ЧП.
«Вычислили» их быстро. Дело в том, что в таких нештатных ситуациях весь механизм Системы (именно с заглавной буквы!) начинает работать на полную свою мощь. Определили номер телефона, выяснили место, где он установлен. Да, их нашли, но что дальше?..
А дальше вот что. Всем трем деткам по одиннадцать лет. А уголовная ответственность, по закону, наступает с четырнадцати. Следовательно, ответственность за все их проступки несут родители. Поэтому дознаватель второго отдела милиции отказал в возбуждении уголовного дела, написав в своем постановлении: «…Вопрос о возмещении материального ущерба, причиненного при совершении данного преступления, может быть разрешен в гражданско-процессуальном порядке, при обращении заинтересованных организаций с исковыми заявлениями в суд г. Новочеркасска».
Только вот обращаться в суд «заинтересованные организации» не будут. Почему? А все очень просто. Выезд «скорой», к примеру, стоит порядка ста рублей, так что большими будут сами судебные расходы, к тому же это — их работа, выезжать по вызовам. Схожее положение у милиции, пожарных, ФСБ, кинологов и т.д. Школа, в которой в это время не проводились занятия, также, как выяснилось, не собирается подавать иск о возмещении ущерба. А ущерб был нанесен. Был! Ведь учителя, таким образом, потеряли свои штатные часы, предусмотренные учебной программой. Что теперь — проводить дополнительные занятия, сокращать план, наверстывать упущенное в оставшееся время? Как сообщил в интервью «В» директор 32-й школы Сергей Салтыков, проказников поставили на учет отдел по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и в комиссию по делам несовершеннолетних при администрации города, объявили им строгий выговор, провели беседы с родителями.
…Из разговора с директором школы:
— Понимали ли они, что делают? После Беслана, после всего горя и трагедий терактов, осознавали ли, что сама вероятность повторения того кошмара ужасна?
— Нет. Для них это была только шутка. Они не преследовали даже цели сорвать себе уроки, поскольку учатся во вторую смену, а звонили в первой половине дня.
— Но ученикам вообще рассказывали о терроризме, о его последствиях? О конкретных примерах?
— Конечно. Проводились классные часы, беседы, объясняли и рассказывали. Проводили тренировочную эвакуацию. И до, и после нашего происшествия…
Вроде бы все верно. И профилактика была, и меры предупреждения. Однако «шутка» все-таки случилась. И самое интересное, как такового вывода из этого всего произошедшего не вышло. Не научились еще, видимо, в России ценить собственное рабочее время и деньги. Учителя бастуют по поводу низкой заработной платы, а на то, что у них такие вот «шутники» крадут оплачиваемые часы работы, — ноль внимания. «Заинтересованные организации» — также.
Что же в итоге? Постановка на учет в милиции, выговор, «разбор полетов» дома. И все? Пожалуй, что так. Хотя нет — еще «карт-бланш» на дальнейшие шалости. Не у этих детей — у других. Слух о том, что такие выкрутасы могут проходить совершенно безнаказанно, во всяком случае, без серьезных последствий, уже покатился. Так что теперь: «если тебе нет четырнадцати — смело звони и угрожай терактом»?.. Мы не сгущаем краски, уважаемые читатели, просто представьте на миг, что — не дай бог, конечно! — в школу, где учатся ваши дети, поступил такой звонок — какие ощущения испытаете вы?
Комментарий к ст. 207 УК:
« — Объектом данного преступления является общественная безопасность.
— Субъектом рассматриваемого преступления является любое вменяемое физическое лицо, достигшее 14-летнего возраста».
Статья 207 УК РФ:
«Заведомо ложное сообщение об акте терроризма. — Наказывается штрафом в размере до 200 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо исправительными работами на срок от 1 года до 2 лет, либо арестом на срок от 3 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 3 лет».