Сегодня:

15 октября в фойе казачьего драматического театра им. В. Ф. Комиссаржевской в очередной раз собрались журналисты самых разных новочеркасских СМИ: художественный руководитель театра Леонид Шатохин и начальник управления культуры Лариса Дубинина проводили пресс-конференцию. Темой для встречи стали недавние гастроли труппы в московском театре содружества актеров
на Таганке.
Как сообщил собравшимся Леонид Иванович, целью завершившихся гастролей были отнюдь не кассовые сборы, а обмен опытом с одним из крупнейших и известнейших театров страны. Это обстоятельство тем более радует, что десятидневные гастроли муниципального театра в столице — явление уникальное: Москва была и остается театральной Меккой, попасть в которую могут только лучшие. «На этот уровень стремятся выйти все, — замечает Леонид Шатохин. — Это не значит, что в Москве лучший театр, однако, именно там сосредоточена театральная критика, престижные сцены. Для нас это был не первый выезд в столицу: театр уже участвовал в фестивале малых городов России и международном фестивале «Золотой витязь». Наши спектакли заметили, нас стали приглашать. Так, естественным образом, и родились эти гастроли».
В репертуар гастролей вошли лучшие постановки театра: «Атаман», «Пугачев», «Сон в летнюю ночь», «Кровавая свадьба», причем, зрители достаточно хорошо принимали все спектакли. «Больше всего людей было на закрытии, на «Пугачеве», — говорит Леонид Иванович, — но наиболее восторженно принимали, наверное, «Атамана». После третьего спектакля многие зрители остались в фойе. Пели песни, просили к ним выйти… К «Кровавой свадьбе» отнеслись с большим пиететом, но спектакль очень тяжелый, смотреть его во второй раз нельзя». Тем не менее, именно «Кровавую свадьбу» Л. Шатохин считает свидетельством уровня театра, демонстрацией профессионализма труппы: эта постановка предназначена не столько для зрителя, сколько для коллег-актеров.
Если в начале гастролей московская публика отнеслась к казачьему театру с некоторой настороженностью, то уже через несколько дней количество зрителей увеличилось, а интерес к труппе и ее спектаклям возрос. «Когда десятого числа мы завершили гастроли, их впору было начинать заново — с таким восторгом воспринимались наши спектакли, — смеется Леонид Шатохин. — Те, кто приходил к нам, открыли для себя другой театр. Москва на сегодняшний день — это некая театральная свалка, и посмотреть в московских театрах что-то хорошее зачастую просто невозможно: во многом утеряны принципы психологического театра. Сопереживания не возникает, а смотреть постановку с холодным сердцем невозможно. Театры рассчитаны в основном на приехавшего в Москву провинциального зрителя, который пойдет посмотреть на лицо, знакомое ему по телевизионному экрану… Поэтому такой массовый выброс хороших спектаклей, как у нас — явление для Москвы нетипичное». Примечательно и то, что постановки нашей труппы отсматривали не только простые зрители и театральная критика, но и актеры театра на Таганке: это даже больший показатель, чем аншлаги в зрительном зале. Естественно, не обошлось без огорчений: невнимания канала «Культура», проблем с реализацией билетов — для того, чтобы пробиться на столичный театральный рынок, нужно было заключать договор с рекламными агентствами, так что провинциалы, пытающиеся завоевать Москву самостоятельно, не могли не столкнуться с трудностями. Но главное все же то, что муниципальный театр небольшого, в общем-то, Новочеркасска добился признания на самом высоком уровне: уже на четвертый день гастролей Леонида Шатохина пригласили в Союз театральных деятелей и предложили поучаствовать в президентской программе поддержки русскоязычных театров СНГ. «Я, конечно, сделал каменное лицо, вроде мне нечему тут удивляться, но восторг, конечно, был огромный, — признается худрук новочеркасского театра. — Во-первых, такое предложение — это признание, а во-вторых — это деньги. Новочеркасск вошел в театральную элиту России и гастроли — как обменные, так и коммерческие — нам обеспечены лет на пять вперед».
Президентская программа организуется администрацией Президента, министерством культуры, министерством иностранных дел и союзом театральных деятелей. Цель ее — поддержка русскоязычных театров ближнего зарубежья гастролями по Российской Федерации и приглашениями к ним лучших режиссеров страны. Участие в программе принимают те города — именно города, а не только театры, — которые готовы провести это мероприятие на достаточно высоком уровне. На сегодняшний день таких городов три — Москва, Новосибирск и Новочеркасск. Столица донского казачества примет у себя тбилисский театр им. А. С. Грибоедова. Казачий драматический театр в свою очередь может выбирать между гастролями в Тбилиси или в Минске — пока программа сверстывается, и говорить окончательно еще рано. Все издержки оплачиваются администрацией Президента, а город может помочь только улыбками, цветами и организационной поддержкой. По словам Л. Шатохина, тбилисцы выступят не только на сцене новочеркасского театра, но и дадут спектакли во всех районах Новочеркасска, Шахтах, Новошахтинске, Ростове-на-Дону. Так что в ближайшее время горожане смогут насладиться постановками двух хороших театров — тбилисского театра им. Грибоедова и театра на Таганке, который посетит столицу донского казачества с обменными гастролями в мае будущего года.
Что касается нашей труппы, то открывшийся сто восьмидесятый театральный сезон не обойдется без премьер и сюрпризов. В ближайшее время будут подготовлены два спектакля, приуроченные к юбилею Михаила Шолохова — «Бабий бунт» и «Жеребенок» (по рассказам донского классика), на малой сцене должен выйти «Последний пылкий влюбленный» Нила Саймона. Естественно, не обойдется и без детских спектаклей. Покидать город труппа драмтеатра пока не собирается, так что новочеркасские театралы не останутся без зрелищ. «Предложений очень много, нас часто зовут на гастроли, иногда приходится отказываться, — смеется Леонид Шатохин. — Но мы пока остаемся в городе: наша главная задача — работать здесь, в Новочеркасске».
row['name']