Сегодня:

Любое мало-мальски значимое дело проходит пять стадий:
— шумиха, неразбериха;
— ажиотаж;
— поиск виноватых;
— наказание невиновных;
— награждение непричастных.
(Из «вечных» истин.)

Впрочем, проблему, о которой здесь пойдет речь, «мало-мальски значимым делом» назвать никак уж нельзя — напротив, она чрезвычайно серьезна и важна. Терроризм и экстремизм, точнее, их последствия. Именно последствия — поскольку общество прочно поражено настоящей «манией грядущего террора».
Самый сильный всплеск, что вполне объяснимо, пришелся на первую-вторую недели после событий в Беслане. Милицейские патрули практически во всех уголках нашей страны чуть ли не ежечасно выезжали на вызовы по сообщениям граждан о якобы готовящихся терактах. Очевидцем одного из таких случаев мне пришлось стать четвертого сентября: в редакцию поступила информация о том, что возле 14-й школы «полно милиции», едва ли не оцепившей здание и «проводящей там спецоперацию». Оказалось на самом деле: стояла одна патрульная «таблетка»*, никакого оцепления, разумеется, не было. Хотя работа проводилась — работа по проверке поступившего сообщения. Как выяснилось, к одной нашей горожанке (даме, заметим, преклонного возраста) подошли две женщины, как ей показалось, кавказской и «подозрительной» наружности, схожих с теми особами, что были растиражированы на ориентировках, которые интересовались, как пройти к учебному заведению. Придя домой, бдительная пенсионерка набрала «02». Проведенная проверка показала, что никакой угрозы нет. Несмотря на подобные «выдергивания» для проверочных мероприятий, в правоохранительных органах, переведенных, по словам руководства Новочеркасского УВД, на усиленный режим несения службы, не жалуются: «Это хорошо, что звонят. Мы лучше будем выезжать и проверять сообщения, чем дожидаться, не дай бог, конечно, какого-нибудь ЧП.
Так-то это так, никто не спорит, однако в ажиотаже с поиском «шахидок» немалая вина лежит и на самой милиции, ведь буквально через все СМИ области прошли ориентировки с текстом «Внимание! Срочный розыск! По подозрению в подготовке терактов на территории г. Ростова-на-Дону и Ростовской области разыскиваются шахидки (выделено мной — А.С.). Спустя некоторое время — отчет: «шахидки задержаны». Разумеется, наш еженедельник эта информация также заинтересовала, но «В» решили уточнить детали. И вот что нам ответил в телефонном разговоре руководитель пресс-службы УФСБ Александр ТУРИНСКИЙ:
— Да, они разыскивались. Но не в качестве шахидок. Дело в том, что закон позволяет нам объявлять в розыск людей, к которым у органов госбезопасности имеются вопросы. Местонахождение этих женщин на сегодняшний день установлено, и с розыска они сняты. Более подробных данных сообщить сейчас я не могу. Хотел бы подчеркнуть, что хоть закон и позволяет СМИ появление на их страницах или в эфире домыслов, версий и слухов, но необходимо все же проверять поступающую информацию.
Другие подробности А. Туринский пообещал сообщить «В» через неделю-две. А вот на счет «дезы» в СМИ он прав — тут уж никуда не денешься. Буквально в четверг, 9 сентября, за день до праздника города Ростова разнеслась по электронным и телевизионным средствам массовой информации весть: в Ростове теракт — на углу Большой Садовой и Крепостного взорван автобус. Спустя два часа — опровержение. К вечеру все встало на свои места: у городского автобуса с громким хлопком лопнуло колесо. Оказавшийся на месте происшествия какой-то свидетель, не разобравшись, «закинул «утку» представителю одной из столичных газет, тот, в свою очередь, не проверив, направил «молнию» в редакцию, и закрутилось. Пока выяснилось, в чем, собственно, дело, едва не началась паника. К счастью, лже-информация была опровергнута. Нечто похожее случилось с найденным опять же в Ростове, на Тургеневской, у входа в Центральный рынок ящиком (по другим данным, «куклой» — имитацией денежной пачки из сторублевок) с торчащими проводами. Кинологи с собакой, следственно-оперативная группа, спецы по взрывотехнике, пожарные, милицейское оцепление… Взрывного устройства не обнаружено. И опять потекли неверные сведения в СМИ. И вновь опровержения.
Несмотря на все это, — ажиотаж и неразбериху — есть и ряд явных негативных моментов — со стороны правоохранителей. …Тридцать первого августа, в разгар осетинской трагедии, я возвращался из отпуска с Кавминвод. Ехать мне довелось на проходящем поезде Нальчик-Москва. Ж/д вокзал на станции Минеральных вод с внешней стороны был закрыт, вход — только через единственные открытые ворота справа от здания вокзала. Несмотря на дождь, рядом с оградой — несколько сотрудников милиции, проверяющих документы у всякого, кто вызывал подозрения. Причем, большинство людей относились к этому спокойно. В помещении вокзала — опять работники правоохранительных органов. На перроне, от которого отправлялся мой поезд, — тоже наряд милиции. Да, серьезно у них поставлена работа, подумал я. И тут же решил про себя проверить, а как с этим делом обстоит ситуация в Новочеркасске. Ведь причины для бдительности есть. Кто, скажите, из тех же террористов сунется в Ростов-на-Дону через главный вокзал, где охрана даже в спокойное время на высоте — не пройдешь, не проедешь просто так? А вот в Новочеркасске, к моему великому удивлению и разочарованию, на перроне прибытия скорого поезда Нальчик-Москва (я не зря снова упоминаю, откуда шел пассажирский состав!) — ни одного работника правоохранительных органов. Хотя люди сходили с поезда самые разные — и бородатые кавказцы, и студенты, и отпускники вроде меня. Тут же автобусная остановка, здесь же такси. За те десять минут, что прибывшие ожидали автобуса первого маршрута, отправилось несколько такси, я выкурил сигарету, пытаясь отыскать взглядом милиционеров, но… тщетно. Патрулей я не разглядел. Есть, конечно, вариант, что либо зрение совсем ослабло, либо работа их велась скрытно и незаметно, однако — не было людей в милицейской форме.
И все же. Давайте постараемся не поддаваться панике и подходить к ситуации более взвешенно. Вне всякого сомнения, на подозрительные личности, оставленные без присмотра вещи, одинокие и странные авто необходимо обращать внимание и вызывать милицию. Но скоропалительных и непродуманных выпадов делать, пожалуй, не стоит. Ведь именно такой реакции желали, по всей видимости, добиться организаторы этих чудовищных преступлений, — чтобы запугать наш народ, посеять междоусобицу, подорвать нормальную жизнь. Будьте бдительны, но не теряйте способности разумно оценивать происходящее.

* на сленге — милицейский микроавтобус УАЗ.
row['name']