№ 12.
Власов Максим Григорьевич.
Наказной атаман (1836-1848). Герой Итальянского похода, войны 1812 года и других войн. В некоторой степени «последний из Могикан»: последний из войсковых атаманов казачьего происхождения. При назначении Власова государь Николай Павлович, провожая нового атамана из Петербурга на Дон, строго настрого наказывал ему: «надобно, чтобы на Дон не доходили никакие перемены ни в нравах, ни в обычаях». Мудрый монарх глубоко понимал великое значение для незыблемости существующего строя всяческого охранения среди казаков спасительных темноты невежества и возможной гражданской дикости. Дальнейшие события, сложившиеся не вполне сообразно с предначертаниями сего государя, доказали правильность монаршего взгляда. В атаманство Власова начато (в 1846 г.) переселение с Дона семейных казаков на передовые линии Кавказа. Мера эта, благодаря, конечно, неразвитости казаков и кое-каких остатков среди них «вольного духа» времен былых, не вызвала в населении особых восторгов, несмотря на соответствующие со стороны петербургского и войскового начальства разъяснения. Атаман Власов правил областью патриархально и брал взятки с живого и мертвого в отличие от судьи Тяпкина-Ляпкина — не только борзыми щенками, а также деньгами, экипажами, лошадьми, сбруей, — всякого рода живым и мертвым инвентарем. При Власове учрежден в 1844 году впоследствии ставший знаменитым войсковой конский Провальский завод, под который отведено около 30 тысяч войсковой земли. И, как гласит история, не воотще: каждый выращиваемый в оном заводе жеребец-производитель обходится войску в 52 тысячи рублей. Иностранцы сему обстоятельству немало и справедливо удивляются. Хороши деньги, но и жеребцы, конечно, хороши.
При Власове же были открыты первые скаковые общества на Дону: Новочеркасское и Урюпинское, и ежегодно устраивались скачки, к сожалению — без тотализатора, о котором в тогдашнее некультурное время и понятия не имели. Умер атаман Власов, заразившись холерою в 1848 году, найдя после смерти своей усердных панегиристов в лице неизвестного автора статьи о Власове в сборнике «Донцы XIX века», изданного также по призванию атамана Самсонова, и все в том же В. Краснове.
Атаманы иногородние
№ 13
Хомутов Михаил Григорьевич.
Наказной атаман (1848-1862). Отрывает собою ряд атаманов неказачьего происхождения, как того потребовало высшие политические соображения. Воин, был не то, чтобы очень важный, так как в крымскую кампанию, начальствуя войсками, охранявшими Азовское и Черное побережья, без выстрела сдал англичанам крепость Анапу. Зато администратор и хозяин был отменный: замостил многие улицы города; на месте пустыря разбил и засадил Александровский сад, некоторые остатки которого существуют и доселе: приступил к устройству городского водопровода; основал Дворянский клуб, в коем впоследствии донские помещики взапуски проигрывали выкупные за крестьян платежи, приучив, таким образом, оных к общественной жизни; способствовал постройке первой на Дону Грушевско-Аксайской железной дороги; интересовался разработкой антрацита на Грушевских шахтах, привлекая к сей отрасли промышленности предпринимателей; весьма любил строительное искусство. Последнее, однако, ему не вполне давалось, благодаря чему двукратное вмешательство энергичного правителя в постройку кафедрального собора имело следствием двукратное же разрушение оного в 1846 и 1862 годах. В первом случае, вопреки предостережениям архитекторов, атаман приказал перепилить железные скрепы между нижними окнами здания, а во втором, желая, чтобы собор был отстроен, по крайней мере, вчерне к знаменательному, по мнению атамана, дню пятидесятилетию службы его в офицерских чинах, заставил архитектора итальянца Вольпреда вынуть раньше времени кружала из-под верхнего свода: свод обрушился внутрь здания, которое пришлось разломать и строить вновь.
(Печатается — в сокращении — по книге А.Петровского «Опись войсковым, наказным и войсковым наказным атаманам, в разное время в городе Черкасск, а затем Новочеркасск от высшего начальства поставленным»).
(Продолжение следует).