Сегодня:

В течение двух дней педагоги города принимали участие в традиционных августовских конференциях. За это время было проведено 27 встреч предметных и методических секций, на которых коллеги по нелёгкому учительскому труду смогли обменяться мнениями, подвести итоги своей работы, наметить планы на будущее, сформулировать вопросы и предложения в адрес руководства городского управления образования. Итоговой можно назвать встречу руководителей школ и других образовательных учреждений, которая состоялась 27 августа.

Открывая её, начальник управления образования Павел Панкратов поздравил собравшихся с началом нового учебного года от имени администрации города, мэра, городской Думы. Павел Викторович поблагодарил педагогов за большую работу по подготовке учебных заведений к началу учебного года, не забыв при этом отметить весомую помощь родителей, спонсоров и руководства города.
Основные задачи учреждений образования были и остаются прежними — обнаружить и развить у ребёнка заложенные природой способности и, вооружив его знаниями, помочь, в конечном итоге, обрести своё место в обществе. Исходя из этого, приоритетами являются: доступность бесплатного образования, индивидуальный подход к личности ученика, выявление у него склонностей к той или иной области знаний, сохранение физического и нравственного здоровья детей.
И если с первой частью этого перечня всё обстоит неплохо, свидетельство тому — богатый урожай медалистов по итогам прошлого учебного года, то со здоровьем дело обстоит куда хуже. По сведениям, которые привела в своем выступлении на конференции главный санитарный врач города Зинаида Макогонова, среди школьников отмечен рост заболеваний эндокринной системы, органов дыхания, пищеварения, глаз. Снижается общий уровень физического развития детей, растёт число случаев ухудшения зрения и слуха. (Вполне возможно, что причина последнего — увлечение компьютерными играми и прослушивание громкой музыки с помощью наушников плейера.) В среде школьников отмечен рост венерических недугов: сифилис на 9%, гонореи в 2,2 раза (!). Есть случаи чесотки и педикулёза (вшей). Как заметила Зинаида Дмитриевна, преподаватель должен быть в курсе состояния здоровья ученика. А руководство школ должно уделять должное внимание охране здоровья преподавателей.
— С 1 по 10 сентября будем дежурить в школах, — пообещал педагогам представитель противопожарной службы ГО и ЧС Сергей Бартенев, — кроме этого, во всех школах будут проведены уроки безопасности по линии пожарной охраны и дорожного движения.
Хотя, в целом, ассигнования на образование увеличились (за первое полугодие 2003 освоено 78 миллионов; а в текущем году — 112), есть ещё немало вопросов, ожидающих решения.
Павел Панкратов сказал, что иной раз приходится стоять перед выбором, что делать: менять ветхую проводку или на эти средства заказывать монтаж противопожарной сигнализации, которая оповестит о том, что та самая проводка загорелась. А если серьёзно, то оборудование техническими средствами образовательных учреждений с повестки не снимается и будет планомерно продолжаться.
Большое внимание уделяется сегодня использованию современных технологий обучения. Несколько школ получат прямой выход в Интернет через спутниковые каналы. Создаются веб-сайты управления образования и города, где будет сосредоточен определённый массив информации.
Признав очевидные успехи деятельности образовательных учреждений города (уровень знаний по результатам итоговой аттестации достаточно высок), на конференции были обозначены причины, мешающие обновлению образовательной деятельности. Основная — слабая материально-техническая база школ. Недостаточно высокий профессиональный уровень педагогических кадров. Но директора образовательных учреждений, участвовавшие в конференции, и сами отлично знают проблемы своих школ и «узкие места» всей российской системы образования. И трудно сказать, что труднее и важнее — решить какой-то практический вопрос (ремонт или приобретение чего-либо) или «сеять разумное, доброе, вечное» в постоянном и безостановочном режиме, невзирая на проблемы и трудности.
Образовательный комплекс направлен на продолжение развития системы профильной подготовки учащихся; внедрение новых технологий обучения; усиление гражданско-правового, патриотического воспитания и культурно-спортивного развития; повышение квалификации педагогов (все — «за»); модернизацию системы методической службы, и, конечно, укрепление учебно-материальной базы. Однако, какие бы задачи не ставились перед педагогами, основная была и есть — воспитание. Воспитание в широком смысле этого слова. Воспитание верного восприятия событий и явлений, привитие вкуса к познанию, осознание себя частью огромной Вселенной. В конечном итоге — воспитание ЧЕЛОВЕКА.
Много задач стоит сегодня перед учителем, и чем дальше, тем их всё больше. Никто не обещал и не обещает педагогам лёгкой жизни. Скорее, наоборот, жизнь постоянно будет проверять их на прочность, на устойчивость к разным потрясениям и переменам, всевозможным экспериментам, и как, говорят военные, — «вводным» задачам.
Новый учебный год начинается для педагогов с цветов, а продолжается «букетом» проблем. Но они знают, ради чего работают, для чего живут и к чему стремятся.
Возвращаясь к августовской конференции, надо сказать, что продолжилась она «круглым столом». На нем рассматривались вопросы научно-методического обеспечения воспитания и образования в условиях профилизации обучения, организации работы по непрерывному образованию, работы с детьми по месту жительства.
Руководителям школ было сообщено о решении проблемы питания школьников из числа малоимущих (4000 человек, из расчёта 13 рублей в день) за счёт средств городского бюджета, и о том, что есть серьёзные подвижки в вопросе ремонта школы № 3.
Представитель министерства образования области Михаил Батюшин высоко оценил работу образовательного комплекса Новочеркасска, отметив положительные результаты консолидации усилий руководства города и области в решении проблем образовательной отрасли.
И последнее. Сегодня в Новочеркасске работают 23 общеобразовательные школы, 2 вечерние, 8 учреждений дополнительного образования, 2 учебных комбината, 7 интернатов, психологический центр. В школах Новочеркасска сформировано 55 первых классов. Словом, в новом учебном году для педагогов Новочеркасска поле деятельности, как и прежде, очень обширное.

Фото Николая Склярова.
row['name']