Сегодня: 19 апреля 4747, Суббота

ОБРАЗОВАНИЕ ИНВАЛИДОВ — СОЦИАЛЬНАЯ И МЕДИЦИНСКАЯ ПОДДЕРЖКА, ДОСТУПНАЯ СРЕДА

Доклад представителя Ростовской областной организации
«Всероссийское общество инвалидов» Екатерины Гонзалес-Гальего

Сегодня, когда Россия находится на новом этапе своего развития, назрела необходимость использовать потенциал всех социальных групп населения, в том числе и людей с инвалидностью.
В России традиционно обучение детей-инвалидов проходило в специальных учреждениях или на дому. Эта тенденция сохраняется и до сих пор, от 60% до 68% молодых инвалидов получали среднее образование вне массовой школы. Уровень образования, полученный таким образом, ниже установленных государством стандартов и не позволяет в дальнейшем продолжить образование в вузе или найти работу после школы. По отзывам самих молодых инвалидов, они предпочли бы учиться в массовой школе, вместе со сверстниками — (60 из 100 человек).
Однако, на сегодняшний момент массовые учебные заведения по-прежнему не доступны для инвалидов. Исследования по 8 регионам выявили и подтвердили несколько наиболее острых проблем при получении ребенком- инвалидом школьного образования:
— родители детей-инвалидов практически не имеют или имеют очень скудную информацию о получении доступа к образованию;
— проблема доступа к образованию тесно связана с доступностью учреждений образования и с доступным общественным транспортом;
— большинство преподавателей и администраторов массовых школ и вузов мало или совсем не разбираются в вопросах, связанных с инвалидностью;
— в массовых школах обучаются только те дети-инвалиды, которые могут самостоятельно передвигаться, имеют не выраженную форму инвалидности (астма, язва и пр.).
Несмотря на уже имеющиеся в Российском законодательстве правовые нормы, позволяющие ребенку-инвалиду обучаться в массовой школе и дающие льготы при поступлении в вуз, основная проблема заключается в неприятии школой (средней и профессиональной) самой идеи интегрированного образования. Здесь сказываются, прежде всего, отсутствие доступной, приспособленной для инвалидов, среды и психологические стереотипы.

ОПЫТ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ
В Челябинском государственном университете (ЧелГУ) с 1999 г. существует региональный Центр образования инвалидов (РЦОИ). Проект стал возможен благодаря поддержке администрации области и программы TACIS Европейского Союза. А началось все в 1992 г., когда на подготовительное отделение ЧелГУ была набрана первая небольшая учебная группа из людей с инвалидностью — часть из которых были инвалиды-«афганцы». Весной 2002 г. в РЦОИ ЧелГУ, с учетом филиалов в Челябинской области, обучались уже 161 студент-инвалид и 44 слушателя, готовящихся к поступлению в ЧелГУ.
Корпус, где располагается РЦОИ, полностью доступен для инвалидов, а главное здание университета, где находятся библиотека и другие, важные для учебы объекты, станет доступным после реконструкции. Предвузовскую подготовку многие будущие студенты из числа инвалидов также получают в РЦОИ. На первой стадии — с сентября по ноябрь — психологи и педагоги помогают абитуриентам привыкнуть к новой среде, к новому ритму жизни, консультируют по вопросам профориентации, обучают компьютерным технологиям, без которых сегодня в вузе не обойтись. Занятия по различным предметам ведут преподаватели университета — по специальной программе. По итогам аттестации в декабре большинство студентов РЦОИ переводятся на подготовительное отделение факультета доступного образования, где проходят интенсивную подготовку по программе средней школы, особенно по тем предметам, знание которых необходимы для продолжения обучения в университете — на математическом, филологическом, историческом, экономическом и психологическом факультетах. В случае успешной сдачи выпускных экзаменов (они приравниваются к вступительным) в июне студенты РЦОИ зачисляются в обычные учебные группы, где продолжают обучение вместе с другими студентами ЧелГУ — на общих основаниях, по общим образовательным стандартам.
РЦОИ неплохо (по российским меркам) оснащен техникой, необходимой для обучения людей с ограниченными физическими возможностями. Центр располагает собственным мультимедийным компьютерным учебным классом, подключенным к Internet, компьютерами с синтезаторами речи, диктофонами, подробными конспектами лекций на аудиокассетах. Что особенно важно, для студентов есть множество мультимедийных курсов и пособий.
Интересен опыт и Новосибирского государственного университета, который осуществил проект «Интеграция людей с физическими ограничениями в систему высшего образования». Результатом проекта стало развитие в Университете программы сопровождения и технического обеспечения процесса обучения студентов- инвалидов и обучение на различных факультетов студентов-инвалидов, в том числе с тяжелыми формами инвалидности.
Преподаватели университета обратили внимание на низкий уровень базовых знаний абитуриентов-инвалидов, полученных в специализированных школах и при надомном обучении. В связи с этим усилия университета были сосредоточены на довузовской подготовке абитуриентов. Создано подготовительное отделение.
Успешной адаптации студентов так же способствовало изначальное обучение их информационным технологиям и создание специального технического центра.

ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ В УСЛОВИЯХ ЮРГТУ
Конечно, интегрированное обучение для многих вузов лишь весьма отдаленная перспектива, к которой, однако, надо стремиться.
Вузам, не имеющим специальных приспособленных помещений для обучения и проживания людей с тяжелыми формами инвалидности, подойдут другие, уже апробированные, формы обучения.
Это, прежде всего, дистанционное обучение. Здесь также возможны различные варианты — обучение через Интернет, получение лекций и контрольных заданий по почте, проведение экзаменов в вузе (в сессионное время) и на дому, экстернат.
Для тех инвалидов, которые могут передвигаться, несмотря на некоторые ограничения, возможно предусмотреть свободное посещение лекций и других занятий.
В работе с инвалидами могут оказаться полезными методы обучения по индивидуальным программам с индивидуальным графиком сдачи зачетов и экзаменов.
Институт кураторства также призван помочь инвалидам адаптироваться в вузе.
С чего следует начинать в профориентационной работе с молодыми инвалидами?
Прежде всего, с создания базы данных — городской, областной, по всему Южному региону.
В базу заносятся индивидуальные сведения о потенциальных студентах — возраст, уровень образования и довузовской подготовки. Желаемая профессия, материальное положение, категория инвалидности, степень потери здоровья, способность к обучению.
В создании такой базы данных могут помочь учреждения социальной защиты населения, медико-социальной экспертизы, общественные организации инвалидов, родители детей-инвалидов.
Информация может быть донесена до потенциальных студентов через СМИ.
Опыт показывает, что подготовительные отделения для инвалидов, желающих получить высшее образование, а также специальные центры довузовской подготовки не только желательны, но и порой обязательны для адаптации их в вузе. Обучение на таких отделениях может быть очным, заочным, дистанционным — в зависимости от возможностей вуза и самого инвалида.
Порядок поступления в вуз и сдача вступительных экзаменов — еще одна проблема, требующая решения.
Во-первых, принимать инвалидов в вуз надо не по справке (286) о состоянии здоровья, как это делается в отношении других студентов. Основной документ о состоянии здоровья инвалида и его способности к обучению — индивидуальная программа реабилитации, которую вместе с группой инвалидности оформляет медико-социальная экспертиза. В этой карте должны быть указаны приемлемые для каждого конкретного инвалида формы обучения и социальной реабилитации.
В медико-социальной сфере интересен опыт студенческой поликлиники Нижнего Новгорода.
На базе студенческой поликлиники организован Центр медико-профессиональной консультации и ориентации школьников и абитуриентов, одним из важнейших направлений деятельности которого является организация медико-социальной помощи инвалидам в преодолении трудностей физического, психологического и информационного характера при выборе и получении высшего образования.
Опыт показывает, что квалифицированное осуществление медико-профессиональной консультации и ориентации школьников и абитуриентов-инвалидов, с учетом исходного состояния здоровья, значительно расширяет возможности получения ими высшего профессионального образования, помогает не только сохранить работоспособность в течение всего периода обучения в вузе, но и максимально эффективно использовать творческий и интеллектуальный потенциал.
Многие молодые инвалиды — незрячие, опорники, не в состоянии сдать экзамены в традиционной форме (например, сочинение или письменная контрольная работа). Поэтому для них можно использовать тесты, выполнение заданий на компьютере, собеседование и т.д.
Что касается перечня профессий, то, по всей видимости, предпочтение следует отдать гуманитарным профессиям — дизайнер, социальный работник, психолог, социолог, экономист, юрист. Школьники-инвалиды также называют такие специальности, как программист-системотехник, инженер АСУ, математик, физик, эколог и т.д.