Сегодня:

В фондах Государственного архива ростовской области хранится книжечка А. Петровского «Опись войсковым, наказным и войсковым наказным атаманам, в разное время в города Черкасск, а затем Новочеркасск для управления областью войска Донского от высшего начальства поставленным». «Начало сей описи приурочено к 1738 году, — писал в предисловии автор, — ибо в сем году восприял начало мудрый порядок назначения войску Донскому атаманов высшею властью, взамен существовавшего до того времени утверждения оною властью выборных от войска атаманов, кои до 1723 года, будучи выбраны войском, даже не утверждались высшим правительством, каковое обстоятельство, натурально, внушало выборным атаманам различные превратные о существе их власти и отношения к правительству понятия».
Жанр книжки А. Петровского определен — 25 рассказов-юморесок. Выходит, над атаманами смеяться не грешно. Так позволим же себе — с нынешним читателем!

№ 1-й.
Ефремов Данило Ефремович, (1738-1753 гг.). Войсковой атаман. 18-го марта 1738 г. грамотою Императрицы Анны Иоанновны, которой зело угодил послушанием, пожалован войсковым атаманом. Замечателен тем, что при нем в том же 1738 году казаками в бою впервые были употреблены дротики (пики) взамен луков и стрел. Состоял ктитором Киево-Печерской лавры. До него ктиторами знаменитой обители состояли обычно малороссийские гетманы. В его атаманство в войнах с крымцами и шведами отличался полковник Краснощеков, сам же Ефремов решительно ничем не отличался; тем не менее, за послушание единственно, был пожалован тайным советником, после чего умер с полным сознанием своего достоинства.
№ 2-й.
Ефремов Степан Данилович. Войсковой атаман (1753-1772 гг.), сын Данилы Ефремовича. Отличаясь доступностью, веселым нравом, послушанием отнюдь не отличался, своеобразно понимая войсковые интересы в соответствии с интересами края, а не Петербургских канцелярий; вообще, склонен был к вольнодумству, каковое проявил наглядно, впервые заводя на Дону «публичныя училища».
Супруга Степана Даниловича Меланья Карповна отличалась изрядною красотой, знатностью же происхождения похвалиться не могла, ибо до замужества состояла торговкой на черкасском базаре. На свадьбе атамана гулял весь город в течение двух недель.
Степан Данилович в молодости был не дурак выпить, а во хмелю бывал буен и не прочь подраться, о чем свидетельствует дело 1745 года: «Об освобождении от ответственности походного атамана Степана Ефремова за побои, нанесенные жене посадского Рябовой».
Получив атаманство после отца, вольнодумно мечтал передать оное своему сыну. Последнее обстоятельство сыграло в судьбе Степана Даниловича решающую роль: в 1772 году, ноября, по 9 число был взят из Черкасска по Высочайшему повелению капитаном Ржевским, отправлен в Санкт-Петербург, где отрешен от должности, а затем сослан в Холмогоры, пробыв в ссылке 11 лет.

№ 3-й.
Машлыкин Василий Акимович. Войсковой наказный атаман (1772-1774 гг.). Не оставил особо примечательных следов в истории ни документальных, ниже изустных.

(Публикуется в сокращении. Продолжение следует).