Сегодня:

(Продолжение. Начало в «ЧЛ» №№ 4,6,8-19).

Перед тем, как заняться формированием своей книги, Иван Пушкарев предложил в готовившийся к печати сборник «Отзвуки» подборку стихов. Места отводилось немного, но и здесь он не мог не затронуть болевую свою тему:
Город мой, без обид поверь мне:
Бьется, мечется, в степь зовет,
Словно в крепком
казачьем вентере,
В тесных улицах сердце мое.

Кстати, название «Отзвуки» дал первому сборнику новочеркасских авторов уже известный всем Василий Старцев.
— «Отзвуки» — голоса времен, будет хорошо звучать! — Радовался он находке.
Всего под общей обложкой с изображением колоколов (художник Светлана Неделькина, она же — автор цветных заставок) собралось 20 поэтов и 4 прозаика. С поэтами «работал» Владислав Малышев — участник Великой Отечественной войны, редкого чутья к образному слову человек, инженер завода синтетических продуктов. Он скрупулезно занимался с рукописями, созванивался с авторами, приглашал в редакцию на беседу, чтобы совместно что-то «подправить». И это его заслуга: первый «блин» не получился комом.
Вторую книжку новочеркасских литераторов составлял и редактировал Юрий Минкин. Намеренно или нет, но и на этот раз не обошлось без звонка. Сборник назвали «Время колоколов».
Третий и четвертый сборники — «Веет свежий ветерок», «Надежд и поисков услада» — готовил Степан Прохоренко. Возникли серьезные финансовые трудности. Разрешить их, спасибо, помогла начальник тогда городского управления культуры и искусства Г.А. Ерашова.
В «Отзвуках», как никто другой — и стихами и прозой — был представлен Владимир Калмыков, давно уже покойный, трудной судьбы и незаурядной воли человек. «Он, как и Николай Островский, — доказывал Василий Старцев, — писал, будучи прикованым к постели тяжелым недугом. Помнится, мы привезли его на автомобиле и вкатили на инвалидной коляске в зал клуба поселка электровозостроителей Рабочий городок. Собравшиеся слушали его, затаив дыхание».
Быстро ли вы назовете город на Юге России, где бы имелся мемориальный дом-музей поэту-земляку? Новочеркасск в этом плане «обошел» не только соседей. Работавший с 1974 года на общественных началах домик-музей Владимира Калмыкова 25 ноября 1988 года получил статус государственного, став отделом Музея истории донского казачества. Он был построен в глубине квартала (ул. Народная, 62/2) для больного поэта близ его квартиры.
Открыв дверь, посетитель попадает в кабинет человека, который жил, борясь с тяжелым недугом. На столе, как и при его жизни, пишущая машинка, гантели, радио, телефонный аппарат, портрет Николая Островского.
В домике еще две комнаты: та, в которой когда-то отдыхал поэт, другая — лекционный зал, где проходят встречи литераторов, проводятся вечера поэзии, выставки, презентации книг. Представлены поэтические сборники В. Калмыкова. Одни из них вышли при жизни поэта — «В строю» (1960), «Возвращение» (1964), «Я иду по земле»; другие подготовлены после смерти автора — «Мир непохожий» (1992), «Избранное» (1977) и другие.
Всего в фондах дома-музея, которым заведует вдова поэта А.С. Калмыкова, 1587 экспонатов. Среди них, в частности, и сборник стихов из Болгарии Велина Георгиева с автографом: «Вот я — здесь, дорогой мой Володя, мой добрый друг и талантливый поэт».
Немного истории. В 1957 порог старого родительского дома Владимира Калмыкова, что недалеко от железнодорожного вокзала и реки Аксай, переступил невысокий, черноглазый журналист. Говорил он быстро, с азартом. Это был Виталий Сердюков. Вскоре в печати появилась его статья «Кроме чутких, есть и равнодушные». В ней говорилось: школа № 18 и завод им. Никольского забыли о своем подшефном поэте. Затем из статьи «Место в строю» о творчестве новочеркасца узнали и читатели областной газеты «Молот». Литераторы Виталий Сердюков и Игорь Власов стали первыми редакторами поэтических и прозаических строк В. Калмыкова. Они часто были вместе с поэтом, помогали ему идти вперед. Они побеспокоились потом и о создании мемориального дома-музея.
Есть еще один заветный уголок у новочекрасских литераторов.
Недалеко от дома, где жил Тренев, у церкви Александра Невского, стоят корпуса техникума пищевой промышленности. В построенном в стиле модерн здании, помнящем еще начало XX века, с 1968 года зажигается вечерами в кругу любителей словесности настольная лампа. Здесь — единственный на Дону народный музей, связанный с жизнью и творчеством А.С. Пушкина, при клубе «Зеленая лампа». Шестьсот экспонатов, собранных для экспозиции, дополняют рассказ о поэте России, о его отношении к Дону. Инициатором клуба «Зеленая лампа» в 1968 году стала преподаватель русского языка и литературы В.М. Дьяконова, которая потом возглавляла музей до 1985 года. Эстафету приняла педагог Л.С. Калинина.
В 1999 году к 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина были произведены реставрация и переустройство музея. Обновились экспонаты. Художник В.Г. Холивенко отреставрировал старинное резное зеркало и буфет. Столовый атрибут принадлежал семье Конвентовых, проживающих на улице Фрунзе. Хозяйка дома, Елизавета Дмитриевна, — прямой потомок атамана Иловайского. А разыскала вещи XIX века старший научный сотрудник Музея истории донского казачества Лидия Васильевна Цыганок. Зеркало, буфет и другие предметы создали обстановку пушкинской поры. Техникум не мог приобрести вещи «атаманского обихода», не было денег, студенты и их родители собрали необходимую сумму.
Веер княгини Е.П. Трубецкой в разделе «Пушкин и декабристы», живописное полотно художника А. Мартиросова «Пушкин с семьей генерала Н.Н. Раевского на Дону», копии рисунков поэта и посмертной маски его лица, книги, автографы… Есть перед чем остановиться, перед чем «смиренно преклонить колени».
Музей, в оформление которого внесла много художник С.А. Неделькина, включен в туристический маршрут «Пушкин на Дону».
Администрация города подарила музею магнитофон, оказывают помощь завод синтетических продуктов, акционерное общество «Хлеб» и казачество.
Из техникумовских окон хорошо просматриваются пойменные загородные дали. Ширь, простор. «Был и я среди донцов!» — воскликнул когда-то поэт. Был и остается среди нас.
Долгие годы творческий писательский Союз страны оставался без новочеркасцев. Теперь он представлен и нашими земляками: поэтами и прозаиками. В Новочеркасске живут и работают три члена Союза писателей России.
Первым, кто был принят в семью прозаиков России, стал Владимир Конюхов.
И.Г. Репников в своем «Сказании о Новочеркасске» писал: «Уже ранние публикации выделили Владимира Конюхова из среды сверстников своим особым видением мира, умением показать психологизм происходящего…». Помнится, как опытный Владимир Николаевич Михеев, редактор «Знамени коммуны», заботливо, ревниво оберегал рассказы этого прозаика в газете на редакционных летучках от торопливой журналистской критики. Вскоре Владимир Конюхов принял участие в работе Всесоюзного совещания молодых писателей. Сын учителя, он публиковался на страницах журналов «Дон» и «Москва», в газете «Литературная Россия», а первая книга «Синие снега» вышла в столице. Ее тиражировало престижное издательство «Молодая гвардия» (1985). Затем последовали другие книги: «Глубокие броды», «Зачем колоколу вырвали язык», «Красная пелена», «Купание в лунном свете».
1998-й год Владимир Конюхов отметил выпуском избранных произведений под названием «Комендантский час». В книгу вошли повести, рассказы и очерки. Остросюжетная повесть о Новочеркасской трагедии 1962 года на этот раз была представлена в полном объеме, а с некоторыми произведениями автора читатель знакомился впервые. Знакомился охотно, ибо «…нелегкие, порой трагические судьбы героев его произведений — это мучительные нравственные искания Человека нашей многострадальной Земли…» влекут к себе многих читателей.
Высказано в его адрес и такое мнение: творчество Конюхова воплощает в себе традиции русской литературы и своеобразие донской словесности, нравственно-духовное начало, живописность и метафоричность слова отличают прозу и публицистику писателя.

Заслуженный работник культуры РФ В.Н. Конюхов является руководителем городской службы охраны памятников истории и культуры. Творчество соединилось с великой и святой миссией: сберечь для потомков народное достояние — реликвии зодчества, архитектуры, творчества и фольклора.