Великая Отечественная война 1941-1945 годов призвала новочеркасских литераторов в боевой строй. Семь месяцев город находился в оккупации. Возвращались военные корреспонденты в разное время. После войны вслед за довоенными «стариками» поднялись на литературное крыло и пополнили авторский «клин», обращаясь к читателям словом, фронтовики Александр Суичмезов, Василий Томский, Александр Горшков, Ефим Грецев, Василий Старцев, Александр Биленко; прикипели к газетному делу и литературному творчеству Николай Попов, Владимир Калмыков, Игорь Власов, Виталий Сердюков и другие.
Осталась фотография: А.М. Суичмезов (1911-1986) — еще молодой, чернобровый — в кругу собратьев по перу. В 30-е годы работал в «Знаменке» литературным сотрудником, ответственным секретарем — «начальником штаба» редакции. После войны писал рассказы, а также пьесы: «Ранней весной», «Диссертация», «Свежий ветер»; издал ряд книг по краеведению: «Здравствуй, Дон», «Край тихого Дона», «Дали донские», «Молодые города Дона». Редактировал областную газету «Молот», а с 1975 г. — журнал «Дон». Заслуженный работник культуры РСФСР.
В казачьей столице сделали первые шаги в прозе и поэзии А. Алтаев (псевдоним, настоящее имя — Ямщикова Маргарита Владимировна), Виктор Авдеев, Анатолий Софронов, Мария Костоглодова, Юрий Дьяконов, Михаил Авилов, Галина Петрова, Татьяна Грекова, Флора Лукичева, Игорь Тихонов, Сергей Кольцов. Выпускники геолого-разведочного техникума (теперь — колледж) В. Власов и Ю. Сергеев нашли место своим рукописям и в «тесных рюкзаках». В. Власов был начальником геологической партии на Алтае. Он автор книг о жизни собратьев-геологов, член Союза писателей. Буровик Ю. Сергеев стал автором увлекательных повестей о Крайнем Севере, романов о духовном поиске русского пути в страшное время испытаний. Он член Союза писателей СССР, член правления Союза писателей России.
Свою «Красную линию» знаменковский «атаман» М.О. Пантюхов издал, живя уже в Барнауле в 1973 г. Писал в предисловии: «Москва меня закружила, завихрила. Побывал на ВСХВ, в картинной галерее, на стадионе «Динамо». Самое интересное и ценное — это встречи со старыми друзьями. С иными я не виделся лет 20-30, встретились тепло, сердечно и, даже, совестно признаться, со слезой… Читал друзьям мои записки. Друзья-писатели Ваня Рахилло, В. Игижев, П. Шебунин, А. Величко, А. Ковалев собрались почитать мои «хохмы». Они притащили консультанта секции «Молодого автора» Союза писателей. В общем итоге — меня выругали за то, что я не работаю…».
«Красную линию» М.О. Пантюхова, к сожалению, прочесть не довелось. Я работал после, при других редакторах: Г.Н. Калинине, В.И. Белохонове, В.И. Лифанове, В.Н. Михееве и О.А. Зайцевой (Аксеновой), зато благодарен судьбе за многолетний контакт с литератором В.В. Старцевым.
В 1932-м в ковыльной степи под Новочеркасском началось строительство паровозостроительного завода. Что стало с зачинателями дела, как воплотилась их мечта в жизнь? Со всеми вопросами, касающимися истории предприятия-флагмана отечественного электровозостроения — НЭВЗа, и знакомила читателя вышедшая в Ростиздате в 1981 году книга члена Союза журналистов СССР Василия Старцева.
Василий Васильевич проработал к тому времени на НЭВЗе без малого двадцать лет — с 1961 года редактором многотиражной газеты «Вперед». Полтора десятилетия создавал очерковые материалы о прошлом и буднях завода. А предприятие это обеспечивало локомотивами почти все железные дороги Советского Союза.
Вначале очерки печатались в многотиражке. В редакцию поступали отклики, предложения, пожелания от рабочих и специалистов. Оценивая, например, рукопись Василия Старцева, член комиссии по созданию истории НЭВЗа писатель Анатолий Калинин, писал автору из Пухляковского: «То, что Вы взялись за этот труд по истории электровозостроительного завода, само по себе очень ценно. Но не только по идее: чувствуется, что «перелопатили» Вы за это время многое и встретились с людьми интересными. Основа есть, теперь надо наращивать на нее то «мясо», которое придаст ей окончательные формы… Надо органически соединить документальное сходство с художественным, найти их взаимосвязь на той грани, когда цифры и факты начинают жить внутри людей, а не рядом с ними…».
В книге жизнь НЭВЗа действительно стала живой, она была показана через судьбы людей. И не внешним оживлением, расцвечиванием брала рукопись, а отражением сути событий и настроений людей. Прошлое увязывалось с настоящим.
После опубликования, в частности, очерка о первостроителе завода Герое Советского Союза Иване Клещеве, который в годы войны командовал 434-м авиационным истребительным полком особого назначения и не вернулся с фронта, на предприятии состоялся митинг. Была открыта мемориальная доска героя. Одна из улиц рабочего поселка названа его именем, а донские спортсмены стали проводить ежегодные мотокроссы на Приз имени Клещева.
Документальная точность и художественные образы, пожалуй, и создавали тот эмоциональный настрой, каким были проникнуты все разделы книги — «Большой судьбы начало», «В годину испытаний», «Комсомольцы — беспокойные сердца», «НЭВЗ: сегодня, завтра».
И автор, и работники Ростиздата З.И. Просвирнова, Л.С. Акентьева, готовившие рукопись к печати, особый акцент сделали на передовом опыте создателей самых мощных тогда в мире локомотивов. Именно на НЭВЗе родилась и успешно действовала эффективная система непрерывного производственного планирования, была создана лучшая в министерстве автоматизированная система управления производством. Рассказывал журналист-литератор и о многом другом.
Книгу хорошо дополняли иллюстрации, собранные в отдельный шестнадцатистраничный вкладыш, — своеобразный «семейный альбом» электровозостроителей. Каждая рабочая семья хотела дома иметь сборник по истории завода.
Шагнул В.В. Старцев и в большую литературу. В журнале «Подъем» — органе Союза писателей РСФСР и Воронежской писательской организации под рубрикой «Слово ветеранам» появилось его документально-художественное повествование «Молотычи». Мы радовались за Василия Васильевича — пятикратного лауреата творческого конкурса им. Н.Ф. Погодина, проводимого ежегодно на Дону, победителя литературного конкурса областной газеты «Молот» и дипломанта Всесоюзного журнала «Журналист». Старцев уже был автором очерков «Черное пламя», «Гордость», «Марат», «Полковой разведчик», «Разгром», «Лично опознан», рассказов «Отец Гавриил», «Карточка», «Тихоня» и повести «Икар первый».
Накануне только что закончившийся VI съезд писателей Российской Федерации дал «Молотычам» («Литературная Россия», № 39/1183) в обозрении документальной прозы о войне хорошую оценку. Устами известного критика Василия Хабина говорилось:
— Мне, в прошлом армейскому газетчику, припомнились деревни на северном фасе Курской дуги: Ольховатка, Самодуровка, Теплое, Молотычи… Живыми бастионами стояли они на пути врага к Курску… бывало по сто танков и самоходок на позиции одной батареи… Кто-то из древних словно своим названием предугадал, что произойдет с мирным обиталищем курян-хлебородов: Молотычи. Так географически конкретно и получилось, что и символически обобщенно озаглавил свои «Записки артиллерийского разведчика» Василий Старцев. Тот горячий июль сорок третьего расписан здесь по дням — с первого по десятое. А по часам — мужество 140-й Сибирской дивизии, ее артиллеристов, вставших насмерть… От «Молотычей» В. Старцева веет пламенем. Я благодарен автору…
Он жил недалеко от НЭВЗа, на улице Беляева. На рабочем столе лежала новая рукопись.
«Шла дивизия!» — похлопал однажды по исписанным листам. — Наша, Сибирская! Так и назову — «Шла дивизия».
Старцев был нашим Виктором Некрасовым с его «В окопах Сталинграда», Юрием Бондаревым с «Горячим снегом», Георгием Баклановым с «Навеки — девятнадцатилетние», Виктором Астафьевым с «Где-то гремит война». Мы учились у них.
Теплой весной 1992 он провожал меня в командировку в Ленинград. Редакции газет только начинали приобщаться к компьютерной технологии. Завтра отходил поезд, а сегодня накрапывал мелкий неторопливый дождик. Спустились на Орджоникидзе, к трамваю, на котором он добирался до Беляева, вошел в вагон, махнул в открытое окно:
— Пока!
Из Ленинграда через несколько дней звоню в Новочеркасск, домой.
— У нас беда, — сообщила жена Люся. — Не стало Василия Васильевича. Сердце.
Он приехал в Новочеркасск из Забайкалья уже автором книги «Звезды в горах». Двадцать лет (1963-1983) руководил литературным объединением при «Знамени коммуны». По вечерам и в выходные дни собирались прозаики и поэты в «тесный круг» и вели беседы о литературе, обсуждали произведения друг друга, шли на предприятия, в клубы и библиотеки, в рабочие и студенческие общежития и знакомили людей со своим творчеством…