Сегодня:

В 2004 году в эксперименте по введению ЕГЭ заявлено участие около 900 тысяч выпускников школ из 64 регионов России, в том числе из Москвы.
И если несколько лет назад речь шла только о выпускных и вступительных экзаменах, то вот уже третий год подряд в Новочеркасске перед выпускниками и их родственниками (в первую очередь — родителями), весной со всей своей устрашающей неизбежностью встает вопрос — какие экзамены сдавать? Казалось бы, какие могут быть сомнения, экзамен, он и в Африке экзамен. Ведь это проверка знаний, полученных школьниками за время обучения в школе. Как бы не так! Если в 2002 году кроме школьных экзаменов ребята сдавали два ЕГЭ (физику и математику) и тестирование по русскому языку, то в этом году к ним добавились еще и биология, история и география. А как же школьные экзамены? За разъяснениями я отправилась в свою любимую школу №31. И вот что мне рассказала директор Г.Кащеева:
— Выбор не столь богат. В школе выпускники 11 классов могут сдать геометрию, литературу, информатику, иностранные языки и обществознание. И ситуация, мягко говоря, парадоксальная. Если ученик любит географию, все годы изучал этот предмет с удовольствием и решает сдать экзамен, то сделать это он может только … в вузе. Да не собирается он учиться дальше в институте, просто любимый предмет ему кажется самым подходящим для сдачи экзамена. Нет, пожалуйте на ЕГЭ! Конечно, для тех, кто решил продолжить обучение в вузе ЕГЭ хорош тем, что его результаты могут быть зачтены как вступительные экзамены. Но! По министерским меркам 30 баллов ЕГЭ равны тройке, 50 — четверке, 75 — пятерке. Но некоторые вузы сами устанавливают границы оценок: пятерка — 100 баллов и так далее. А ведь в прошлом году всего 140 человек (из 700 тысяч участников ЕГЭ) получили 100 баллов. Да что там… бывший министр образования признался в одной телепрограмме, что прошел тестирование. По химии — четверка, а вот по русскому — троечка.
— Галина Владимировна, а правда ли, что на результаты тестирования оказывают влияние самые разные факторы?
— Разумеется! Представьте себе, незнакомая обстановка, общее напряжение, листы-тесты… Тут и взрослый может растеряться. В нашей школе мы пошли на такой шаг. Размножили на ксероксе бланки ответов (чистые, разумеется!) и учили наших ребят как правильно их заполнять, чтобы не потерять баллы только из-за не так отмеченного ответа. 27 апреля наши школьники пройдут пробное тестирование. Кстати, в прошлом году свои результаты по такому пробному экзамену они так и не узнали. Хотя было бы важно, чтобы они реально оценили свои возможности. Кроме ЕГЭ есть еще и централизованное тестирование — ЦТ, которое некоторые институты объявляют приоритетным при поступлении. Если ЕГЭ сдается совершенно бесплатно, все расходы берет на себя Министерство образования, то тестирование (каждый тест — 80 рублей) оплачивают родители. Вот мечутся выпускники и их родственники — что сдавать, как сдавать?
— А не кажется ли вам, что во всей этой ситуации есть что-то непонятное. Значит, учить пусть школа учит, знаний и квалификации учителей на это хватает, а вот результаты будет чужой дядя проверять…
— Эксперимент есть эксперимент. Наверное, пройдет еще несколько лет, пока эта система будет устраивать и учителей, и выпускников, и вузы. Но нужно учитывать одно, образовательный процесс не должен превращаться в поток, конвейер. А если говорить о «равных возможностях», то это просто красивые слова. Например, сегодня во многих школах есть профильные классы. Ну и кто будет обладать преимуществом — тот, у кого математика занимает 7 учебных часов в неделю, или тот, кто формулам посвящает всего 4 часа? А ЕГЭ один для всех! Есть, однако, у такого тестирования и свои плюсы — объективность, достоверность результатов, возможность для многих ребят попробовать свои силы в столичных вузах. Жизнь покажет — нужен ли эксперимент!
Послушала я директора и призадумалась. Подрастает мой младшенький. Что-то его ожидает? Какие еще эксперименты придумают? А раньше все так было просто! В июне — экзамены, потом — выпускной. И решай, куда поступать. А теперь главная проблема — как поступать? Удачи всем выпускникам 2004 года!

P.S. Кстати, некоторые депутаты Московской городской Думы обратились с запросом в прокуратуру : «А как обстоит дело с правовой основой ЕГЭ?» Ведь в соответствии со многими мировыми пактами и конвенциями разного рода эксперименты над людьми можно проводить только с их согласия. Подождем ответа?
row['name']