В великом романе нашей эпохи, носящем название великой казачьей реки — «Тихий Дон», есть небольшой эпизод, остающийся в памяти многих читателей. Казаку первой очереди (то есть призванному впервые) Григорию Мелехову казак-третьеочередник (то есть призванный из запаса) по прозвищу Чубатый демонстрирует так называемый баклановский удар — всесокрушающий удар казачьей шашкой. При этом Чубатый говорит Григорию:
— Видал? Учись. Бакланов-атаман был, слыхал? Шашка у него была — на стоке ртуть залитая, поднимать тяжело ее, а рубанет — коня пополам. Вот!
Шашка со ртутью на стоке, скорее всего, — легенда. А вот Бакланов-атаман — личность хотя и легендарная, но вполне реальная. Он — из той поистине «святой троицы» донских атаманов, которым признательные донцы сочли необходимым поставить памятники в Новочеркасске.
Учившиеся в новочеркасских вузах уроженцы Восточного Кавказа поражались тому, что в Новочеркасске имеется памятник человеку, имя которого 150 лет назад наводило неподдельный ужас на их предков. Небезызвестный имам Шамиль — предводитель воинственных горцев — вынужден был даже упрекать их в том, что они самого аллаха не боятся так, как боятся Бакланова. Однако в конце 1854 года Бакланов сумел нанести удар и по престижу самого Шамиля, произведя еще в то время глубокую зачистку более чем двух десятков чеченских селений. «Высочайшее благоволение» выразил донскому военачальнику за это громкое «дело» сам император всероссийский Николай I.
На постаменте стоящего в нашем городе памятника генерал-лейтенанту войска Донского Я.П. Бакланову выбиты наименования тех географических пунктов, где некогда рождалась громкая слава походного атамана действовавших на Кавказе донских казачьих полков. Названия эти и в наше время постоянно на слуху: Урус-Мартан, Умахан-Юрт, Шалинская поляна, крепость Грозная…
Здесь нет нужды пересказывать всю биографию Якова Петровича, приводить его обширный послужной список. Каждый любопытствующий может самостоятельно ознакомиться с ними, испросив в отделе краеведческой литературы библиотеки им. А.С. Пушкина изданный в Новочеркасске еще в 1909 году «Баклановский сборник». Книга эта была выпущена к столетию легендарного донца и многие десятилетия хранилась под спудом, а доступ к ней имели лишь избранные. Но «избранных» мало интересовали биографии знаменитых донцов минувших веков, а интересующиеся ими в число «избранных» не попадали и вынуждены были довольствоваться лишь скудными выжимками из книги, изредка просачивавшимися на страницы местной печати. Теперь же есть возможность с недоступными прежде историческими сведениями ознакомиться в полном объеме непосредственно из первоисточника.
Герои, подобные Я.П. Бакланову, в недавнем прошлом оценивались лишь негативно. Считалось, что упоминание о военачальниках императорской армии, долгие годы руководивших покорением ориентированных на восточные деспотии горцев, обращением их в подданных «белого царя», может повредить добрым отношениям с народами Кавказа. Но независимо от политической оценки действий этих лиц, их воинские доблесть и мастерство остаются достойны уважения. Это понимали и сами горцы, с уважением относившиеся к своим самым решительным и опасным, а значит, и самым достойным уважения противникам.
К числу таковых однозначно относится герой Дона и Кавказа, генерал-лейтенант войска Донского Яков Петрович Бакланов, родившийся 15 марта (по старому стилю) 1809 года. И хотя 195 лет со дня рождения прославленного донца в этом году исполнится (с учетом ныне действующего стиля летоисчисления) лишь 27 марта, руководством нашего города и реестровым казачьим обществом знаменательная дата была отмечена митингом у памятника виновнику торжества на 12 дней раньше этого срока. Что, конечно же, грешно. Бог им это прегрешение, однако, простит: ведь совершено оно не по злому умыслу, а по простому недомыслию.
Потомственные же донцы отметят эту дату лишь после того, как истечет последний день 195-го со дня рождения Я.П. Бакланова года.