Сегодня:

В конце 80-х годов XX века, на излете так называемой перестройки, прервался процесс формирования «новой исторической общности людей», именуемой «советский народ». Начался процесс самоосознания наций и народностей, живших на обширных пространствах Советского Союза, включавшего в себя почти все территории бывшей Российской империи. Процесс этот стал все явственней проявляться и среди населения бывших казачьих областей.

На Дону первые казачьи структуры стали формироваться зимой 1989-1990 гг. К сожалению, не в самом казачьем некогда городе Новочеркасске, а в Ростове-на-Дону, в котором в дореволюционный период казаки не проживали. Дело в том, что в Новочеркасске в то время не было ни организаций, ни клубов патриотической направленности. В Ростове же при редакции газеты «Комсомолец» (ныне — «Наше время») действовало историко-культурное общество «Стародонье», в которое входили читатели этой газеты и авторы рубрики «Стародонье», которую вел журналист С.А. Агафонов. В это же время было организационно оформлено литературное товарищество «Шолоховский круг», в котором объединились литераторы-патриоты.
Толчком к появлению собственно казачьих организаций послужило известие о том, что в Москве создано землячество казаков. На базе «Стародонья» возникла организация «Казачий круг Дона». В пасхальный день апреля 1990 г. общим собранием живших в Ростове и близлежащих населенных пунктах энтузиастов казачьего возрождения был принят устав этой организации, которую возглавил ростовчанин В.Н. Самсонов.

В этот период в Ростове уже действовал Донской военно-исторический клуб (ДВИК) им. М.И. Платова, руководимый И.В. Карасевым, члены которого первыми в советское время стали носить не сценическую, а исторически точную казачью форменную одежду. А в Новочеркасске действовал областной «Платовский комитет», в схватках с номенклатурой отстаивавший идею воссоздания памятника М.И. Платову в первозданном виде на его историческом месте, который возглавлял таганрожец Е.И. Ребрин. У руководителей «Шолоховского круга» возникла идея объединения названных и других подобных им общественных организаций во «Вседонской круг». Идея эта вскоре была реализована. Председателем новосозданного «Вседонского круга», объединившего общественно-патриотическое движение на Дону, стал А. Геращенко.

«Вседонской круг» и «Казачий круг Дона» образовали оргкомитет по подготовке Съезда казаков Дона. Информационное обеспечение подготовительной работы вела областная газета «Наше время», где появились выпуски «Казачий круг», готовившиеся О.Л. Никитиной (ныне — Карташова).
Летом 1990 года с членами донских казачьих организаций встретился уроженец Дона А.Г. Мартынов, который в Москве готовил первый съезд всех проживавших в то время на территории СССР казаков. Донцы получили от него приглашение принять участие в этом съезде.
На состоявшемся в Москве казачьем съезде была создана организация под названием «Союз казаков». Атаманом новосозданного Союза был избран А.Г. Мартынов. Среди участников этого съезда был лишь один новочеркасец — П. Гуглев.
К этому времени советскими и партийными органами была сделана ставка на казачество как на противовес антипатриотическим силам. Но осознавать себя казаками было позволено в форме общественной организации, а не самобытного народа.

Съезд казаков Дона, трансформированный в Большой круг, состоялся в Ростове-на-Дону 18-19 ноября 1990 г. Проходил он в здании филармонии на ул. Большая Садовая. Во второй день его работы был создан «Союз казаков области Войска Донского» и избран его атаман, которым стал М.М. Шолохов — сын всемирно известного донского писателя — полковник милиции, начальник ВУЗа МВД. На пост походного атамана были выдвинуты руководитель ДВИК И.В. Карасев из Ростова и В.Н. Ратиев из Кашар. Делегаты круга отдали предпочтение напористому представителю глубинки.

После событий 19-21 августа 1991 г., известных как «путч ГКЧП», а также запрета компартии, в казачьих структурах главенствующую роль стремятся играть люди малообразованные, мало чего достигшие в жизни, главным своим достоинством называющие свою беспартийность и ставящие другим в вину членство в партии либо службу в силовых структурах. В такой обстановке М.М. Шолохов ставит вопрос об освобождении его от поста атамана.

Второй Большой Круг Союза Казаков ОВД был проведен 5-6 октября 1991 г. в Новочеркасске, в помещении клуба военного училища связи. Атаманом СК ОВД на нем был избран атаман 1-го Донского округа С.А. Мещеряков. В Новочеркасске, в здании бывшего атаманского дворца, было выделено помещение под атаманское правление, которое до этого размещалось в Ростове. За Новочеркасском был закреплен статус исторического и современного центра донского казачества.
Через неделю, 13 октября 1991 г., начались занятия в возрожденном в Новочеркасске Донском императора Александра III кадетском корпусе, который начал работу в форме воскресного подросткового клуба. Организацией его занимались офицеры запаса и в отставке (Г.В. Писарев, О.Н. Лобов, П.Г. Диченсков, П.Н. Чернов, В.И. Попов), осознававшие себя казаками, но не разделявшие ни форм существования казачьих структур того периода, ни курса на коммерциализацию этих структур, ни взглядов их лидеров на пути казачьего возрождения.

В тот период под флагом казачьего возрождения стремились укрепить и расширить свое собственное «дело» коммерсанты от казачества. Они создавали псевдоказачьи коммерческие структуры и добивались передачи им в собственность либо в аренду тех или иных объектов. Так в 1992 г. администрация Новочеркасска передала Азовский рынок «Дончаку», рынок на Хотунке — «Бунчуку» и т.д. Не удовлетворяясь своим положением в коммерческих кругах, эти лица стремились к вершинам власти в казачьих структурах. Этим, в частности, объясняется тот факт, что третий Большой Круг СК ОВД, состоявшийся 10-11 октября 1992 г., стал внеочередным.
Стремившийся занять атаманский пост предприниматель пытался склонить С.А. Мещерякова к добровольному уходу в отставку. Но тот заявил, что уйдет лишь в том случае, если за это проголосует большинство делегатов Круга. Поняв, что на посту атамана СК ОВД может оказаться человек недостойный, делегаты Круга большинство своих голосов отдали за третьего кандидата — за прибывшего от живущих в Волгоградской области донцов делегата В.И. Каледина.
На период атаманства В.И. Каледина пришлись такие крупные мероприятия, как перезахоронение праха донских героев — Платова, Орлова-Денисова, Ефремова, Бакланова, а также архиепископа Донского и Новочеркасского Иоанна в усыпальнице Войскового Вознесенского собора (15 мая 1993 г.) и открытие воссозданного памятника М.И. Платову (16 мая 1993 г.). Значимым событием стало также участие донцов в работе съезда казачьих войск России (17-18 июля 1993 г.).
Съезд казачьих войск проходил в Москве. Делегацию донцов на нем возглавлял В.И. Каледин. Присутствие на этом съезде представителя казаков зарубежья дало повод назвать созданную на съезде организацию «Союзом казачьих войск России и зарубежья» (СКВРиЗ). Атаманом новосозданного Союза был избран В.Н. Ратиев — походный атаман Союза казаков ОВД. Атаман донских казаков в зарубежье, председатель Тройственного союза казаков Дона, Кубани и Терека Н.В. Федоров долгое время пытался выяснить, какие зарубежные казачьи организации дали свое согласие на вхождение в состав возглавляемого В.Н. Ратиевым Союза, но ответа на этот вопрос так и не получил. Ратиев и поныне считает себя атаманом Союза казачьих войск России и зарубежья, хотя в этот Союз не входят не только зарубежные казачьи организации, но даже Всевеликие войска Донские — ни общественное, ни, тем более, реестровое.

Освободившееся место походного атамана СК ОВД занял Н.И. Козицын.
Казачьи структуры стали создаваться не только по территориальному, но и по производственному принципу: часть интеллигенции объединилась в Общество казаков НПИ, атаманом которого стал Г.Г. Овчинников. По сути отдельная казачья организация существовала и в Донском кадетском корпусе.
Не привлекала в существовавшие казачьи структуры здравомыслящих казаков и проводимая новоявленными атаманами политика поддержки антинародного, антипатриотического ельцинского режима. Очень показательны в этом отношении были дни октябрьских событий 1993 г., когда жившие в Москве казаки стали в ряды защитников Верховного Совета РФ, а жившие на Дону казаки намеревались отправиться туда самолетом для участия в подавлении их сопротивления.
Осенью 1993 г. вновь состоялся ставший уже традиционным внеочередной Круг СК ОВД. На освобожденный В.И. Калединым пост донского атамана претендовали два основных кандидата: генерал Чумичев и прапорщик Козицын. С небольшим перевесом голосов победил генерал-майор В.И.Чумичев. Но после завершения Круга на него было оказано психологическое давление, и победитель не решился исполнять обязанности атамана СК ОВД. Эти обязанности стал исполнять Н.И. Козицын, в связи с чем часть казаков отошла от возглавляемого им движения.

На пост донского атамана Н.И. Козицын был избран своими сторонниками летом 1994 г. во время пикетирования ими обладминистрации и утвержден в этой должности на Большом Круге, состоявшемся 3-4 декабря 1994 г. Ныне возглавляемая им бессменно казачья организация носит название Международного Союза общественных объединений (МСОО) «Всевеликое войско Донское».

В наши дни наименование «Всевеликое войско Донское» носит еще одна казачья организация — Войсковое казачье общество. Первоначально организация с таким наименованием была создана в Новочеркасске разошедшимися с атаманом Козицыным и претендующими на роль лидеров лицами. О создании ее было заявлено 19 ноября 1994 г. на Круге, собранном казаками Новочеркасска и ряда станиц различных округов, не поддерживавшими руководство СК ОВД и СКВРиЗ. Формирование новых войсковых структур началось при активной поддержке властей, которые наконец-то проявили интерес к деятельности хоть какой-то казачьей организации.
Однако казачья структура, во главе которой стояли амбициозные предприниматели, а не государственные служащие, не могла вполне устроить областные власти. Летом 1996 г. им удалось склонить на свою сторону Верховного атамана СКВРиЗ В.Н. Ратиева, который резко разошелся с Н.И. Козицыным. И хотя атаман Козицын 19 октября 1996 г. подготовил и провел Круг, на котором его сторонники одобрили деятельность своего атамана, 27 октября 1996 г. собрался Объединительный круг, в работе которого принял участие получивший должность государственного служащего областного масштаба В.Н. Ратиев. На Объединительном Круге атаманом новосозданной казачьей структуры стал ставленник администрации Ростовской области, глава администрации г. Волгодонска В.Ф. Хижняков. Новосозданная структура получила наименование Войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское», а созданная за два года до этого одноименная организация самоликвидировалась.

Начался новый этап казачьего движения. Местные власти, наконец, осознали необходимость взаимодействия с лидерами казачьего движения и максимально возможного регулирования этого процесса. 17 июня 1997 г. Указом Президента РФ № 612 был утвержден устав Войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское». В этом же году донское казачество, взяв на себя обязательства по несению государственной и иной службы, вошло в государственный реестр войсковых казачьих обществ Российской Федерации.
Однако, кроме службы в созданных на Дону муниципальных казачьих дружинах, никакой иной службы реестровое казачество так и не получило. Сообщества ничем, кроме романтической идеи, не связанных между собой людей не могли представлять собой каких-то четких организационных структур, подобных дореволюционным казачьим хуторам, станицам, юртам и округам, хотя и стали носить аналогичные названия. Но с людей, которым абсолютно ничего не дается (например, земельного пая либо льгот по налогам), ничего нельзя и спросить. Ведь у каждого из членов этих организаций есть в повседневной жизни основное занятие, не связанное с государственной и иной службой, которому он и отдает предпочтение.