Сегодня:

Как известно, первый выпуск Алексеевского Донского политехнического института (теперь ЮРГТУ) состоял всего из одиннадцати инженеров (6 горняков, 4 механика и один мелиоратор). Это было в 1913 году. В следующем году мелиоративный факультет окончили четыре человека, и в их числе, ставший в последствии академиком Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. Ленина (ВАСХНИЛ), Героем социалистического труда Б.А. Шумаков.

С Борисом Аполлоновичем я не был знаком, а вот с его сыном Борисом познакомиться довелось. В 1967 г. мы ехали с ним в одном вагонном купе в Киев и почти всю дорогу провели в разговорах на разные темы. Когда коснулись многогранной деятельности семьи Рерихов, Борис Борисович заметил, что один из друзей его отца в 20-е годы работал в Монголии и встречался там с Н.К. Рерихом. Дальнейшего развития эта тема тогда не получила.
И вот совсем недавно знакомая по городскому клубу художников Г.Г. Лисовская передала мне подборку материалов, как оказалось, о том самом человеке, о котором мимоходом упомянул Шумаков-младший.

Всеволод Игнатьевич Лисовский (1888-1958 гг.) был в числе четырех выпускников ДПИ, получивших в 1914 году звания инженеров-мелиораторов. Как и Шумаков, он был фанатично увлечен избранной специальностью. Оба они желали знать о ней «все и даже чуточку больше». Так для изучения древних систем орошения друзья ездили в Среднюю Азию. В Австрии и Германии знакомились с природой болот, а чтобы узнать способы орошения и мелиорации засоленных почв, побывали даже в Египте. На каникулах они четыре лета подряд изучали режимы орошения и технику полива в Астраханских степях, и, получив дипломы, отправились туда же работать на Тингутинский опытный орошаемый участок, которым заведовал П.А. Витте (в последствии — профессор НИМИ).

Всеволод Лисовский был человеком любознательным, неравнодушным — из тех, которым до всего есть дело. На Тингуте, несмотря на большую занятость основной работой (он ведал орошением лиманов), принял горячее участие в строительстве сельскохозяйственной школы, готовил дочерей Витте к сдаче экстерном экзаменов за гимназию по математике и физике.
Когда Витте предложил и работу по обследованию Монголии, он взял себе в помощники Лисовского, а Шумакову передал заведование опытным участком. Пути-дороги закадычных друзей разошлись. Мировая война, революция, гражданская война надолго отрезали Лисовского от Родины. Чем только не занимался молодой инженер-мелиоратор!
В экспедиции Витте он был картографом и ботаником-почвоведом, а с установлением в Монголии народно-революционной власти его назначают инструктором сельскохозяйственного и статистического отделов. С 1922 по 1927 год он — научный сотрудник Монгольского ученого комитета (так вначале называлась Монгольская академия наук). Одновременно с этим до 1924 года Лисовский являлся сельхозагентом Восточно-Сибирской сельскохозяйственной опытной станции Наркомзема РСФСР во Внешней Монголии и Северном Китае. В ученом комитете Всеволод Игнатьевич заведовал картографическим отделом, где при его участии был составлен первый географический атлас для монгольских школьников. Прекрасно зная язык и обычаи Монголии, он занимался организацией национальной библиотеки и национального музея. Летом 1926 года в Монголии работал почвенный отряд экспедиции Академии наук СССР, который возглавлял географ и путешественник П.К. Козлов. Лисовский сопровождал отряд и оказал ему действенную помощь.
В том же году, осенью, через Монголию проходила Центрально-Азиатская экспедиция Рерихов. Будучи в Улан-Баторе, Николай Константинович с сыном Юрием посетили Ученый комитет. Об этом свидетельствует групповая фотография, сделанная во дворе комитета. На фотографии запечатлен и В.И. Лисовский. Этот снимок помещен в книге Н.К. Рериха «Алтай — Гималаи», вышедшей в Москве в издательстве «Мысль» в 1974 году.
В 1927 году В.И. Лисовский с женой и дочкой вернулся в Новочеркасск и был приглашен на преподавательскую работу в Донской институт сельского хозяйства и мелиорации (в Персиановке). Б.А. Шумаков к тому времени был профессором этого института и директором Северо-Кавказской опытно-мелиоративной станции. А Всеволоду Игнатьевичу пришлось начинать ассистентом. Однако уже через два года он доцент, а затем и декан факультета сельхозмелиорации НИМИ (в 1930 г. институт из Персиановки перебазировался в город). Одновременно он заведовал почвенно-мелиоративной частью ЮжНИИГИМа, участвовал в экспедиции по выявлению и оценке земельных угодий Северного Кавказа и т.д. и т.п.
В 1937 году по ложному обвинению была арестована жена Лисовского и в течение десяти лет Всеволоду Игнатьевичу пришлось одному обихаживать малолетних сына и дочь. И при этом он помогал менее опытным коллегам в подготовке и проведении учебных занятий или научных исследований. На все и всех у него хватало времени, а вот на себя не оставалось. Этим, может, и объясняется то, что бесспорно одаренный, энергичный и трудолюбивый человек долгое время работал в вузе, не имея ученой степени. Лишь в 1940 году по инициативе и настоянию Б.А. Шумакова В.И. Лисовскому по совокупности работ была присвоена степень кандидата сельскохозяйственных наук.

Во время Великой Отечественной войны, после повторного захвата немцами Ростова, часть инженерно-мелиоративного института была эвакуирована в Алтайский край. Отправился туда и Лисовский со своими детьми. Там в течение 1942-44 гг. вместе с Шумаковым, Витте и другими он занимался обучением студентов, обеспечением вуза продуктами, топливом и всем необходимым для его жизнедеятельности. После возвращения из эвакуации и до конца своих дней Всеволод Игнатьевич работал в НИМИ, передавая молодому поколению свои знания и богатый опыт инженера-мелиоратора.
… На улице Залесской позади одноэтажных домишек высится громада 9-этажного протяженного жилого дома. В одной из его квартир на верхнем этаже живет супружеская пара — Николай Всеволодович и Галина Георгиевна Лисовские. Это сын и невестка В.И. Лисовского. Оба в свое время окончили НПИ (он механический факультет, она электромеханический), потом защитили кандидатские диссертации. Преподавали, занимались научной и конструкторской работой, вырастили двух сыновей, теперь на заслуженном отдыхе — пенсионеры. Из окон их однокомнатной квартиры, с высоты «птичьего полета» видно полгорода, а стены гостиной комнаты увешаны изящными работами хозяйки (она мастерски владеет художественной вышивкой гладью). Кстати, в эти дни работы Галины Георгиевны демонстрируются в библиотеке им. А.П. Чехова, что в пос. Октябрьском.